Осуществление кадастрового и технического учета объектов недвижимости

Осуществление кадастрового и технического учета объектов недвижимости

Кадастровый и технический учет объектов недвижимости.

С 1 марта 2008 г. вступил в законную силу Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» №221-ФЗ, где государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом об учтенном недвижимом имуществе.

Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений, сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.

Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных сведений о недвижимом имуществе в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Иными словами, кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости.

Кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.

Кадастровый учет осуществляется в отношении таких объектов, как земельные участки, здания, сооружения, помещения, объекты незавершенного строительства. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется по месту нахождения объекта недвижимости.

Говоря о кадастровом учете объектов недвижимого имущества, следует знать про сроки проведения такого учета, способы подачи заявления, перечень необходимых документов.

Так, постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в срок не более чем двадцать рабочих дней со дня получения органом государственного кадастрового учета соответствующего заявления о государственном кадастровом учете.

Заявления и документы для осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости могут быть предоставлены заявителями:

– лично в местах приема заявителей территориального органа или федерального государственного учреждения (обособленного подразделения, отдела);

– посредством почтового отправления на почтовый адрес для приема заявлений и документов, представляемых для осуществления государственного кадастрового учета территориального органа или федерального государственного учреждения (обособленного подразделения, отдела);

– в форме электронных документов с использованием сетей связи общего пользования.

К заявлению также прикладываются следующие документы:

– межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка);

– копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 Закона о кадастре местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ);

– документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя);

– копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости (при учете изменений такого объекта недвижимости, учете адреса правообладателя или снятии с учета такого объекта недвижимости и отсутствии сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект недвижимости в государственном кадастре недвижимости);

– копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право собственности заявителя на объект недвижимости либо подтверждающего установленное или устанавливаемое ограничение (обременение) вещных прав на такой объект недвижимости в пользу заявителя (при учете части такого объекта недвижимости, за исключением случая, если заявителем является собственник такого объекта недвижимости и в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о зарегистрированном праве собственности этого заявителя на такой объект недвижимости);

– копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель (при кадастровом учете в связи с изменением сведений категории земель, к которой отнесен земельный участок);

– копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка (при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением сведений о виде разрешенного использования земельного участка).

На основании сведений, свидетельствующих о существовании объекта, необходимых для внесения в государственный кадастр, впоследствии выдается кадастровый паспорт.

Кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую сведения об объекте недвижимости, необходимые для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Кадастровый паспорт – один из элементов формирующейся сейчас в России системы кадастрового учета объектов недвижимости, он является обязательным приложением к документам, необходимым для осуществления государственной регистрации прав на здание, сооружение, помещение или объект незавершенного строительства. Но в случае, если кадастровый паспорт, план такого объекта недвижимого имущества или иной документ, содержащий описание такого объекта, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов, предоставление кадастрового паспорта такого объекта недвижимого имущества не требуется.

Содержащиеся в государственном кадастре недвижимости документы подлежат постоянному хранению, их уничтожение и изъятие из них каких-либо частей не допускаются.

Важно знать

Кадастровому учету подлежат не только объекты недвижимости, находящиеся в частной собственности. В обязательном порядке кадастровому учету подлежит придомовая территория многоквартирного дома. В связи с тем, что данная процедура представляла для собственников многоквартирного дома определенную трудность, Госдума приняла в первом чтении законопроект, упрощающий процедуру постановки на кадастровый учет придомовой территории многоквартирного дома и разрешающий любому собственнику квартиры самостоятельно оформлять права на часть придомовой территории.

Согласно действующему законодательству, обратиться с заявлением о формировании придомового земельного участка может только один из жильцов, уполномоченный на это собранием всех собственников квартир в доме. Как показала практика, организовать такое собрание, особенно в больших многоквартирных домах, подчас не под силу активным гражданам или их группе.

С принятием нового законопроекта любой из собственников квартиры в доме сможет подать подобное заявление и другие владельцы квартир не смогут возражать или чинить препятствия такому обращению.

Кроме вышеуказанной проблемы есть и другая: в настоящее время границы земельных участков подавляющего большинства многоквартирных домов не определены, участки не стоят в кадастровом учете, и это не позволяет собственникам жилых и нежилых помещений зарегистрировать свое право на долю придомовой территории.

В результате права собственников оказываются нарушенными. Депутат Госдумы Крашенинников причиной такого положения дел в значительной степени считает бюрократические проволочки, чинимые местными властями, не желающими делиться с гражданами таким дорогим ресурсом, как земельные участки, особенно если они расположены в крупных городах.

Новый законопроект решает эту проблему тем, что закрепляет сроки рассмотрения заявления собственника и подготовки межевого плана, а также других необходимых для постановки на кадастровый учет документов, которые в общей сложности составляют два месяца.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы

Как проводится кадастровый учет и сколько стоят подобные услуги

Каждый объект недвижимости уникален не только в глазах владельцев, но и с точки зрения государства. Любая недвижимость, будь то загородный дом, склад или земельный участок, должна быть описана и включена в государственный реестр. Для этого существует кадастровый учет. Что представляет собой процедура постановки недвижимости на кадастровый учет, каковы ее сроки и стоимость — расскажем в данной статье.

Кадастровый учет объектов недвижимости: что это такое и зачем он нужен

Кадастровый учет земельных участков и любой другой недвижимости необходим для того, чтобы закрепить право собственности. Если данные о недвижимости внесены в кадастр, государство выступает в роли свидетеля, подтверждающего права на объект и его расположение. Кроме того, кадастровый учет земельных участков необходим для определения размера земельного налога.

Читать еще:  Договор мены объекта недвижимости

Постановка на кадастровый учет — первый шаг государственной регистрации права на объект недвижимости. В результате учета владелец недвижимости получает выписку из ЕГРН, с которой может идти в регистрирующий орган за получением свидетельства о государственной регистрации права.

В рамках кадастрового учета существует несколько типов процедур:

  • Постановка на учет . Любые сделки с недвижимостью без свидетельства о госрегистрации права невозможны, а для оформления этого свидетельства необходим кадастровый паспорт. Если у вас нет свидетельства о государственной регистрации права, то вам сначала в любом случае придется поставить имущество на кадастровый учет.
  • Снятие с учета . Снять недвижимость с учета необходимо после ее разрушения (например, если дом снесли или он был разрушен стихийным бедствием).
  • Внесение изменений . Любые изменения в характеристиках объекта недвижимости должны быть отражены в кадастровом паспорте. Внесение изменений необходимо после каких-либо структурных изменений на участке, в доме или квартире. Перепланировка, пристройка еще одного этажа к дачному коттеджу, изменения границ участка — все это требует внесения изменений.

Этапы процедуры и необходимые документы

Вы не можете самостоятельно подготовить план участка, дома и квартиры — этим занимаются кадастровые инженеры, имеющие соответствующую аккредитацию. Они также оформляют акт согласования местоположения границ участка с владельцами смежных земельных участков.

Особенности постановки на учет

Объекты, которые подлежат постановке на кадастровый учет, делятся на 2 группы:

Ранее учтенные — те, которым присвоен условный номер и на которые уже составлена регистрационная запись о праве собственности.

Образованные или вновь созданные — те, на которые право собственности еще не зарегистрировано.

Постановка на кадастровый учет начинается с того, что собственник подает заявление в Росреестр или МФЦ. Помимо заявления установленного образца, в зависимости от особенностей недвижимости могут потребоваться:

  • копии документов, подтверждающие право собственности;
  • технический план помещения или здания;
  • межевой план (если на учет ставятся земельные участки);
  • копии документов, подтверждающие принадлежность участка к определенной категории земель, и разрешение на пользование таким участком.

После проведения учета документы выдаются заявителю лично в руки при наличии паспорта. По итогам учета собственник получает кадастровую выписку со сведениями об изменениях, произошедших с момента последней учетной записи. Эти бумаги необходимо сохранять до проведения следующего кадастрового учета.

Как снять с кадастрового учета объект недвижимости

Порядок действий при снятии объекта с учета мало отличается от действий при постановке его на учет. Для того чтобы снять недвижимость с кадастрового учета, необходимо также написать заявление установленного образца в Росреестр или МФЦ. В заявлении следует указать причину снятия с учета и кадастровый номер объекта. К заявлению нужно приложить копию паспорта, копию свидетельства о собственности на объект, кадастровый паспорт и акт обследования.

Решение, как и в случае с постановкой на учет, принимается в течение 5–7 рабочих дней. По прошествии этого срока документы выдаются собственнику лично по предъявлении паспорта или высылаются почтой с необходимостью уведомления о получении.

Нюансы процедуры внесения изменений в Кадастр недвижимости

Для того чтобы осуществить кадастровый учет изменений, владельцу недвижимости нужно подать в Кадастровую палату документ, удостоверяющего личность, заявление установленного образца, свидетельство о праве собственности на землю, межевой план участка и копии документа, подтверждающего отношение участка к соответствующей категории земель, — в случае если предметом учета становится земельный участок. Документы сдаются и получаются на тех же условиях, что и в перечисленных выше случаях.

Длительность процедуры

Если в поданных документах нет никаких ошибок или расхождений и все они оформлены правильно, описание объекта вносится в кадастр. Вся процедура занимает 5–7 дней. Если же обнаружатся какие-либо неточности, срок может значительно увеличиться. Кадастровая палата может отказать в постановке на учет или приостановить учет — например, если земля не подлежит кадастровому учету (к таким относятся земли заповедников, земли, зарезервированные для государственных нужд, земли стратегического назначения и прочие), если собственник предоставил неполный комплект документов, если лицо, подавшее заявление, имеет спорные права на эту недвижимость.

Стоимость услуг кадастрового учета

Цены на услуги кадастровых инженеров, осуществляющих разработку планов, актов обследования и постановку на учет, различаются в зависимости от типа недвижимости.

В среднем постановка на учет квартиры или комнаты стоит от 10 000 рублей, жилого дома и нежилого помещения — от 25 000 рублей, нежилого здания — от 50 000 рублей. Внесение изменений обойдется минимум в 10 000 рублей.

Со­глас­но рос­сий­ско­му за­ко­но­да­тельст­ву, про­во­дить ра­бо­ты по ка­даст­ро­во­му уче­ту мо­гут толь­ко ак­к­ре­ди­то­ван­ные ка­даст­ро­вые ин­же­не­ры. Про­ве­рить на­ли­чие ак­к­ре­ди­та­ции мож­но на сай­те Рос­ре­ест­ра в раз­де­ле «Ре­естр ка­даст­ро­вых ин­же­не­ров». Имей­те в ви­ду, что спе­ци­а­ли­с­ты это­го про­фи­ля мо­гут ока­зы­вать услу­ги и как ин­ди­ви­ду­аль­ные пред­при­ни­ма­те­ли, и как ра­бот­ни­ки ком­па­ний.

Технический учет недвижимости

В ходе технической инвентаризации происходит сбор и обработка информации об основных характеристиках объектов недвижимого имущества. Собранная и систематизированная в ходе инвентаризации информация позволяет описать и однозначно индивидуализировать объект из числа других объектов. Этот процесс осуществляется в рамках технического учета недвижимости.

Документы технического учета

Под техническим учетом недвижимости понимается подробное описание технических характеристик объекта и его индивидуализация. В результате комплекса мер технического учета объект может быть однозначно выделен среди других аналогичных объектов. Процесс технического учета включает в себя присвоение объекту кадастрового номера.

Учет недвижимости осуществляется путем проведения инвентаризации, которая включает в себя:

  • Установление границ объекта. У каждого объекта недвижимости определяются физические границы, которые могут быть отражены путем переноса границ на бумажный носитель, а также правовые границы, позволяющие отделить его от смежных объектов;
  • Установление местонахождения объекта, которое включает в себя его адрес и схему расположения на местности либо в составе другого объекта;
  • Описание основных и вспомогательных характеристик объекта. Заключается в исчерпывающем изложении технических и качественных признаков объекта (материал постройки, этажность и т.д.);
  • Указание кадастровой стоимости объекта.

В ходе технического учета органы инвентаризации оформляют персональное инвентарное дело на каждый объект учета, а также осуществляют подготовку следующих документов:

  • Планы инвентаризуемых объектов (для многоэтажных зданий и строений предусмотрено создание поэтажных планов объекта);
  • Технический и кадастровые паспорта объекта. Данный документ является основанием для постановки объекта на кадастровый учет;
  • Технические планы на новые объекты капитального строительства, жилые и нежилые имущественные комплексы;
  • Акты обследования зданий и сооружений (составляется в случае установления факта прекращения существования объекта недвижимости).
Читать еще:  Нотариальное согласие супруга на покупку недвижимости

Каждый документ, составленный в ходе инвентаризации, находит свое отражение в инвентарном деле в виде оригинала или копии. Хранение инвентарных дел осуществляется в архивном фонде, который является часть государственного архива Российской Федерации.

По итогам проведения инвентаризации субъект получает на руки кадастровый паспорт на объект, технический паспорт, выписку из реестра объектов, справку об основных технических характеристиках.

Кто осуществляет технический учет?

Субъектами технического учета являются обладатели прав на существующие или вновь созданные объекты капитального строительства. Для обращения в органы технического учета заявитель должен подтвердить свои полномочия по отношению к инвентаризируемому объекту – представить документы, подтверждающее наличие у него вещного права на данный объект.

В случае первичной инвентаризации нового объекта заявитель предоставляет проектную и разрешительную документацию, согласованную в установленном порядке.

Органами, осуществляющими кадастровый учет, являются Бюро технической инвентаризации, аккредитованные Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии. Органы БТИ создаются как в форме унитарных предприятий, так и в форме частных организаций (ООО).

Сеть Бюро технической инвентаризации в настоящее время не входит в систему государственных и муниципальных органов, является самостоятельным субъектом правоотношений и выступает в роли независимого исполнителя работ на рынке технической инвентаризации.

Правила проведения технического учета

Порядок проведения и правила технического учета определен Постановлением Правительства РФ от 04 декабря 2000 года № 921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства».

У каждого Бюро технической инвентаризации есть собственный сайт, на котором содержится вся необходимая нормативная документация в отношении проводимых мероприятий по техническому учету с указанием конкретных видов и стоимости работ.

Базовая стоимость выполнения работ по техническому учету определяется исполнительными органами субъектов Российской Федерации, однако каждое Бюро технической инвентаризации может самостоятельно устанавливать тарифы на свои услуги. Таким образом, стоимость работ различается в зависимости от региона, где находится объект недвижимости, а также от объема работ и срочности их выполнения.

Периодичность проведения технического учета

Законодательство предусматривает периодичность действий по инвентаризации – не реже одного раза в пять лет. Проведенная первичная инвентаризация подразумевает выдачу нового технического паспорта на объект, а вторая и последующие – внесение изменений в паспорт. Также после очередной инвентаризации изменения вносятся и в инвентарное дело.

На практике внеплановая инвентаризация проводится при изменении характеристик объекта (изменение площади, перепланировка, реконструкция).

Факт осуществления технического учета имеет важное значение для осуществления сделок с недвижимостью. Без постановки объекта на учет и выдачи кадастрового паспорта невозможно совершить ни одно юридически значимое действие с недвижимостью.

Также в ходе технического учета рассчитывается инвентарная стоимость объекта, которая имеет значение для целей налогового и бухгалтерского учета.

Учет любых изменений в характеристиках объекта, возникающих в ходе перепланировок, реконструкции, капитального ремонта также проводится в ходе технической инвентаризации.

Государственный учет объектов недвижимости. Землеустройство и кадастровый учет земельных участков. Технический учет (инвентаризация) объектов недвижимости. Домовладения как объекты технической инвентаризации

Учет объекта недвижимости заключается в присвоении ему кадастрового номера.

Кадастровый номер – уникальный, не повторяющийся во времени на территории РФ номер объекта недвижимости, который присваивается ему при осуществлении кадастрового и технического учета в соответствии с процедурой, установленной законодательством, и сохраняется до тех пор, пока данный объект недвижимости существует как единый объект зарегистрированного права.

Кадастровый учет земельных участков и инвентаризация объектов капитального строительства (зданий, строений, сооружений, жилых и нежилых помещений) требуется для государственной регистрации прав, что необходимо для участия объектов в гражданском обороте. Однако кадастровый и технический учет имеют разное юридическое значение, обусловленное разной природой объектов недвижимости.

Государственный кадастровый учет земельных участков – описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценку. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера. Кадастровый номер земельного участка состоит из кадастрового номера кадастрового квартала и номера земельного участка в этом квартале.

Земля – несоздаваемый и непотребляемый природный ресурс, из которого можно образовать объекты гражданских прав – земельные участки. Земельным участком признается часть поверхности земли, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке (п. 2 ст. 6 ЗК РФ). Порядок установления границ участков определяется ФЗ от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ “О землеустройстве”. Работы по определению местоположения и границ земельного участка на местности называются межеванием

Границы земельного участка как природного объекта условны, субъективны, поэтому без кадастрового учета нет объекта имущественных отношений. Земельный участок в соответствующих границах начинает свое существование в качестве объекта государственного кадастрового учета в установленных межеванием границах с даты внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр земель (п. 3 ст. 14 Закона о земельном кадастре). Юридическое значение кадастрового учета состоит в формировании объекта гражданских прав – земельного участка. Включение земельного участка в гражданский оборот, т.е. совершение сделок, приобретение и переход прав на конкретный земельный участок, возможно только после проведения кадастрового учета земельного участка.

Технический учет объектов недвижимости – это описание существующих объектов недвижимости, таких как здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения. Технический учет (инвентаризация) регламентируется Положением об организации в РФ государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 4 декабря 2000 г. N 921 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.09.2004 N 477, от 19.03.2005 N 141), а также Положением о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13 октября 1997 г. N 1301

В системе управления недвижимым имуществом одним из направлений является государственный технический учет и техническая инвентаризация объектов капитального строительства, которые предшествуют возникновению прав на него, путем проведения государственной регистрации в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”.

Техническая инвентаризация объектов недвижимости – это описание и индивидуализация объекта недвижимого имущества (здания, сооружения, жилого или нежилого помещения), в результате чего он получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других объектов недвижимого имущества.

Технический учет объектов недвижимости – система сбора, документирования, обработки, обобщения (систематизации) и хранения информации об объектах недвижимости, полученной в результате проведения их технической инвентаризации, для целей удостоверения государством факта их возникновения, существования или прекращения существования. Учет объекта недвижимого имущества сопровождается присвоением ему инвентарного номера.

Основными задачами государственного технического учета и технической инвентаризации являются:

  • – обеспечение полной объективной информацией органов государственной власти, на которые возложен контроль за осуществлением градостроительной деятельности;
  • – формирование в целях совершенствования планирования развития территорий и поселений обобщенной информационной базы об объектах капитального строительства и их территориальном распределении;
  • – обеспечение полноты и достоверности сведений о налоговой базе;
  • – информационное обеспечение функционирования системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • – сбор и предоставление сведений об объектах капитального строительства для проведения государственного статистического учета.
Читать еще:  Оформление сделки дарения недвижимости близкому родственнику

Государственному техническому учету и технической инвентаризации подлежат:

  • а) объекты, завершенные строительством и принятые в эксплуатацию;
  • б) самовольно возведенные завершенные строительством объекты (части объектов);
  • в) объекты, не завершенные строительством, в том числе объекты, разрешение на строительство которых не выдавалось;
  • г) бесхозяйные объекты.

Составление плана объекта недвижимости и присвоение ему инвентарного и кадастрового номера в настоящее время осуществляется организациями технической инвентаризации в рамках проведения работ по техническому описанию и учету.

В соответствии с Правилами ведения Единого государственного реестра объектов градостроительной деятельности, утвержденными приказом Госстроя РФ от 31. 05.2001 № 120 (с изменениями от 2 сентября 2003 г.) доказательством существования объекта учета в фиксированном составе, границах, назначении, принадлежности и других технических характеристиках на определенную дату является наличие записи в Едином реестре объектов градостроительной деятельности.

Документальной основой ведения Единого реестра объектов градостроительной деятельности является технический паспорт, форма которого и состав включаемых в него сведений устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации. Источником формирования записи об объекте являются удостоверенные документы, составленные по итогам проведенной технической инвентаризации объектов капитального строительства и хранящиеся в инвентарном деле объекта.

Сведения об объектах учета, полученные от организации (органа) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства, являются основой для осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведения государственного статистического учета, определения размера налога на имущество, ведения земельного, градостроительного кадастров, а также реестра федерального имущества.

Технический учет осуществляется путем проведения технической инвентаризации, включающей в себя определение местоположения правовых и физических границ объекта, технических и качественных характеристик, а также определение инвентаризационной стоимости объекта недвижимости.

Техническая инвентаризация объектов капитального строительства осуществляется по заявлениям заинтересованных лиц и подразделяется на первичную техническую инвентаризацию и техническую инвентаризацию изменений характеристик объекта капитального строительства.

Первичной технической инвентаризации подлежат все объекты учета, техническая инвентаризация которых ранее не проводилась. Объектам учета в установленном порядке присваиваются инвентарный и кадастровый номер.

Техническая инвентаризация объектов учета подразделяется на первичную, плановую и внеплановую. Первичной технической инвентаризации подлежат все объекты учета, техническая инвентаризация которых ранее не проводилась. По результатам первичной технической инвентаризации на каждый объект учета оформляется технический паспорт. Технический паспорт домовладения, строения и жилого помещения (квартиры) составляется при приемке жилых строений в эксплуатацию или при включении жилого помещения в жилищный фонд.

Плановая техническая инвентаризация объектов учета проводится в целях выявления произошедших после первичной технической инвентаризации изменений и отражения этих изменений в технических паспортах и иных учетно-технических документах. Плановая техническая инвентаризация проводится не реже одного раза в 5 лет.

Внеплановая техническая инвентаризация объектов учета проводится при изменении технических или качественных характеристик объекта учета (перепланировка, реконструкция, переоборудование, возведение, разрушение, изменение уровня инженерного благоустройства, снос), а также при совершении с объектом учета сделок, подлежащих в соответствии с законодательством РФ государственной регистрации.

Одной из основных задач государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства является информационное обеспечение системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Сведения об объектах учета, полученные от организаций (органов) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства, являются основой для осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Организации (органы) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства предоставляют физическим и юридическим лицам сведения (документы) об объектах учета, техническую инвентаризацию которых они осуществляют. Сведения об объектах учета предоставляются по заявлениям (запросам):

  • а) собственника, владельца (балансодержателя) или их доверенных лиц (при предъявлении надлежащим образом оформленной доверенности);
  • б) наследников по закону или по завещанию;
  • в) правоохранительных органов и судов (по находящимся в их производстве делам);
  • г) органов государственной власти и местного самоуправления (об объектах учета, расположенных на территории соответствующих административно-территориальных образований);
  • д) налоговых органов (об объектах учета, расположенных на территории административно-территориальных образований, находящихся в сфере их ведения);
  • е) органов государственной статистики (сведения, включенные в формы федерального государственного статистического наблюдения);
  • ж) учреждений юстиции, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Сведения (документы) об объектах учета предоставляются организацией (органом) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства, проводившей техническую инвентаризацию соответствующего объекта, в течение месяца с даты получения заявления (запроса), если иное не установлено законодательством РФ.

Отсутствие сведений технического учета, а также незаконченность работ по учету зданий, сооружений и их отдельных частей делает невозможным возникновение права в случае, когда закон связывает возникновение права с моментом государственной регистрации.

Если в ходе технической инвентаризации объекту недвижимого имущества не присвоен кадастровый номер, то идентификация объекта недвижимого имущества в ЕГРП осуществляется по условному номеру.

Домовладение – это единица технической инвентаризации жилищного фонда. Но домовладение в целом нельзя отнести к единому объекту вещных прав. Домовладение – это жилой дом и обслуживающие его строения, находящиеся на обособленном земельном участке.

Домовладение представляет собой учитываемый под одним адресом и под одним инвентарным номером комплекс, включающий земельный участок с элементами благоустройства и другие объекты недвижимого имущества. Иногда это может быть и движимое имущество.

Служебные строения могут быть некапитального типа и при технической инвентаризации их внутренние помещения не измеряются и не учитываются.

Дворовые сооружения, такие как заборы, ворота, выгребные ямы, колодцы, дворовые покрытия — не могут быть отнесены к особо ценным объектам гражданских прав, к недвижимому имуществу.

Жилой дом с хозяйственными постройками и сооружениями может рассматриваться как главная вещь и принадлежность.

Приобретение и государственная регистрация права на жилой дом влечет приобретение прав и на хозяйственные постройки.

Судебная практика изобилует примерами раздела домовладений, когда гражданам передаются в индивидуальную собственность изолированные части жилых домов и различные надворные постройки.

Суд при выделе доли должен передать сособственнику часть жилого дома и нежилых построек, соответствующую по размеру и стоимости его доле. В случае, если это возможно без несоразмерного ущерба хозяйственному назначению строений.

Несоразмерным ущербом строения следует понимать существенное ухудшение технического состояния дома. Или превращение в результате переоборудования жилых помещений в нежилые, предоставление на долю помещений, которые не могут быть использованы под жилье из-за малого размера площади или неудобства пользования ими.

Объекты недвижимости в одном домовладении могут иметь разных владельцев. Права на объекты могут приобретаться по разным основаниям и в разное время.

По правилам технического учета каждому зданию, строению сооружению присваивается буквенное обозначение — литера. Технический паспорт домовладения содержит заполняемый на основании информации о государственной регистрации.

К техническому паспорту домовладения прилагаются технические паспорта зданий с их поэтажными планами. При техническом учете возможно внесение записей о праве собственности на домовладение, и о праве на каждую литеру, каждый объект недвижимости в составе домовладения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector