Приватизация земельных участков занятых объектами недвижимости

Приватизация земельных участков занятых объектами недвижимости

Статья 28. Отчуждение земельных участков

Статья 28. Отчуждение земельных участков

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 28 настоящего Федерального закона

1. Приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 180-ФЗ в пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

2. Приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий осуществляется одновременно с отчуждением следующих земельных участков:

находящихся у унитарного предприятия на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды;

занимаемых объектами недвижимости, указанными в пункте 1 настоящей статьи, входящими в состав приватизируемого имущественного комплекса унитарного предприятия, и необходимых для использования указанных объектов.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 10 мая 2007 г. N 69-ФЗ в пункт 3 статьи 28 настоящего Федерального закона внесены изменения

3. Собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Абзац второй утратил силу с 1 июля 2006 г.

Информация об изменениях:

По желанию собственника объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, относящемся к государственной или муниципальной собственности, соответствующий земельный участок может быть предоставлен ему в аренду на срок не более чем сорок девять лет, а если объект недвижимости расположен на земельном участке в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, – на срок, не превышающий срока резервирования земель, если иное не установлено соглашением сторон.

Договор аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка.

Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.

4. При приватизации расположенных на неделимом земельном участке частей зданий, строений и сооружений, признаваемых самостоятельными объектами недвижимости, с покупателями такого имущества заключаются договоры аренды указанного земельного участка со множественностью лиц на стороне арендатора в порядке, установленном законодательством.

Собственники указанных в настоящем пункте объектов недвижимости вправе одновременно приобрести в общую долевую собственность земельный участок после приватизации всех частей зданий, строений и сооружений, расположенных на этом земельном участке.

Размер доли в праве собственности на земельный участок определяется пропорционально отношению площади соответствующей части здания, строения или сооружения к общей площади здания, строения или сооружения.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 214-ФЗ в пункт 5 статьи 28 настоящего Федерального закона внесены изменения

5. Земельный участок отчуждается в соответствии с пунктами 1 – 4 настоящей статьи в границах, которые определяются на основании предоставляемого покупателем кадастрового паспорта земельного участка, если иное не установлено федеральным законом.

Указанный кадастровый паспорт земельного участка прилагается к акту инвентаризации имущественного комплекса унитарного предприятия, а также к договору купли-продажи земельного участка.

6. Одновременно с принятием решения об отчуждении земельного участка при необходимости принимается решение об установлении публичных сервитутов.

При отчуждении земельных участков право собственности не переходит на объекты инженерной инфраструктуры, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не используемые исключительно для обеспечения объектов недвижимости, расположенных на указанных земельных участках.

Исключения из данного правила возможны при установлении на земельный участок публичного сервитута, обеспечивающего возможность использования улучшений и принадлежностей в полном объеме.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 212-ФЗ пункт 7 статьи 28 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

7. Предоставление земельных участков собственникам расположенных на этих земельных участках зданий, строений, сооружений в аренду или в собственность осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены земельным законодательством.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ пункт 8 статьи 28 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

8. Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель:

лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов;

зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению;

общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты);

не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.

Если иное не предусмотрено федеральными законами, отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских портах, речных портах, аэропортах или отведенные для их развития.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 180-ФЗ в пункт 9 статьи 28 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

9. При внесении земельных участков, занятых объектами недвижимости и необходимых для их использования, в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ не применяется ограничение, установленное пунктом 1 статьи 25 настоящего Федерального закона.

Приватизация земельных участков

Что такое приватизация земельных участков

Одним из оснований приобретения права собственности на земельный участок является приватизация.
Приватизация земельных участков представляет собой передачу государственными или муниципальными образованиями принадлежащего им имущества в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества (ст. 217 ГК РФ).
В результате приватизации, граждане и юридические лица приобретают право собственности на земельные участки, которые были ранее им предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения.
Приватизация земельных участков осуществляется на основании различных нормативных актов, которые применяются в зависимости от того, какое именно имущество подлежит приватизации.
Приватизация земельных участков может осуществляться одновременно с приватизацией расположенных на нем строений (объектов недвижимости).
В Земельном кодексе РФ термин «приватизация» используется только в некоторых статьях. Например, в статьях о земельном участке, на котором расположены объекты недвижимости, особо охраняемых природных территориях и сельскохозяйственных угодьях (ч. 1 ст. 36, п. 5 ст. 79, п. 6 ст. 95 ЗК РФ, а также ч. 7 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Правовые основания приватизации земельных участков

Приватизация земельных участков осуществляется на основании положений Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и других нормативных актов.
Нормы Земельного кодекса и ФЗ № 178–ФЗ применяются также в случаях, когда производится приватизация земельных участков под строениями (объектами недвижимого имущества).
Приватизация не застроенных (свободных) земельных участков осуществляется в соответствии со статьями Земельного кодекса РФ. В определенных случаях, применяются Федеральный закон № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» и Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также другие нормативные акты.

Основные нормативные акты, позволяющие приватизацию земельного участка

Основными нормативными актами, регулирующими приватизацию земли, являлись:
1. Указ Президента РФ от 25 марта 1992 г. № 301 «О продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий»,
2. Указ Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 631 «Об утверждении Порядка продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, а также предоставленных гражданам и их объединениям для осуществления предпринимательской деятельности»,
3. Основные положения государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г., утвержденные Указом Президента РФ от 22 июля 1994 г. № 1535,
4. Указ Президента РФ от 14 февраля 1996 г. № 198 «О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности»,
5. Указ Президента РФ от 16 мая 1997 г. № 485 «О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами».

Читать еще:  Покупка коммерческой недвижимости нюансы

С 27 апреля 2002 года приватизация земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы, осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона от 21 декабря 2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Приватизация земельных участков, занятых объектами недвижимости, осуществляется с 1991 года бесплатно, а также в форме выкупа или проведения торгов.

Какие земельные участки не могут быть приватизированы

Приватизации, в соответствии с ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», не подлежат земельные участки в составе земель:
— лесного и водного фондов, особо охраняемых природных территорий и объектов;
— зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению;
— общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, сады и др.);
— транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских и речных портах, аэропортах, а также отведенные для их развития, если иное не предусмотрено федеральным законом;
— зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.

Данный перечень земельных участков, которые не подлежат приватизации, не является исчерпывающим.
В соответствии со статьями 129 и 209 Гражданского кодекса РФ оборот земельных участков осуществляется в той мере, в которой он допускается земельным законодательством. Если в иных федеральных законах содержится запрет на передачу земельных участков в частную собственность, то это свидетельствует и о запрете на приватизацию земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости.
Например, как указано в п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ могут включаться в состав различных территориальных зон земель населенных пунктов и не подлежат приватизации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами.
Приватизации не подлежат также земельные участки, которые были изъяты из оборота, и земельные участки, ограниченные в обороте, если федеральными законами не установлено иное.

Способы приватизации земельных участков

Способы приватизации земельных участков перечислены в ст. 13 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества».
В соответствии с данной нормой приватизация земельных участков может производиться путем продажи их на аукционе или конкурсе, продажи посредством публичного предложения или без объявления цены, путем внесения земельного участка в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества, а также в качестве способа приватизации земельных участков собственниками объектов недвижимости следует признать выкуп соответствующих земельных участков.
Особенности отчуждения земельных участков определены в ст. 28 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их ис¬пользования, за исключением следующих случаев:
— отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, изъятом из оборота;
— отчуждение части здания, строения, сооружения, которая не может быть выделена в натуре вместе с частью земельного участка.
В последнем случае с покупателями частей зданий, строений, сооружений, расположенных на неделимом земельном участке, заключаются договоры аренды этого участка со множественностью лиц на стороне арендатора. После приватизации всех частей зданий, строений, сооружений, расположенных на таком земельном участке, собственники этих объектов недвижимости вправе одновременно приобрести (приватизировать) земельные участки в общую долевую собственность.
Размер доли в праве собственности на земельный участок будет определяться пропорционально отношению площади соответствующей части здания, строения или сооружения к общей площади здания, строения, сооружения.

Приватизация земельных участков, ранее предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения осуществляется бесплатно.

Жмурко Светлана Евгеньевна, адвокат Адвокатской конторы № 119 МКА г. Москвы, запись на прием по телефону: 8(495) 998-58-08

Земельный адвокат Маковеев Сергей Иванович

С 2003 года я веду дела в судах, а с 2010 года по настоящее время специализируюсь на земельных спорах. Работаю по Москве, по Московской области и соседним областям. Мой телефон: +7 906 074 76 14.

Приватизация земельных участков под зданиями, строениями и сооружениями

В соответствии со статьей 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений. Это означает, что никто, кроме собственника объекта недвижимости не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением.

Вместе с тем необходимо понимать, что исключительный характер права на приватизацию земельного участка не означает безусловную обязанность администрации передать земельный участок в собственность заявителя. Статьей 28 ЗК РФ установлено, что отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности не допускается, за исключением случаев:
— изъятия земельных участков из оборота;
— установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
— резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

Таким образом, статья 36 ЗК РФ не допускает возможности предоставления земельного участка, расположенного под объектом недвижимости и необходимого для его использования, несобственнику этого объекта. Поэтому, например, земельный участок, на котором расположены здания, строения, сооружения нескольких собственников, не может быть предоставлен в единоличную собственность только одного из собственников таких объектов недвижимости.

По смыслу статьи 36 ЗК РФ при наличии на одном земельном участке объектов недвижимости нескольких собственников, каждый из них имеет право ставить вопрос о выделе соответствующей части земельного участка в самостоятельный участок и о приобретении его в собственность независимо от других лиц, если первоначальный участок делим, образуемые земельные участки превышают минимально допустимые пределы и к ним будет обеспечен доступ от участков общего пользования, в том числе путем установления сервитута.

В то же время статья 36 ЗК РФ не запрещает нескольким собственникам объектов недвижимости, расположенных на одном, делимом, но не разделенном ими земельном участке, приобрести этот участок в общую долевую собственность. Собственники зданий, строений, сооружений могут совместно реализовать право на выкуп земельных участков, если эти участки ими не разделены или неделимы.

В этом случае доли определяются по договоренности собственников. При возникновении спора о размере долей они устанавливаются судом пропорционально гипотетическим площадям земельных участков, необходимых на момент рассмотрения спора для эксплуатации расположенных на них объектов недвижимости (статья 33 ЗК РФ), а если это невозможно – пропорционально площади застройки под объектами недвижимости, а также исходя из принципов разумности и справедливости.

Установление общей долевой собственности не препятствует каждому из собственников объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, заявить требование о разделе земельного участка или требование о выделе причитающейся его части в натуре.

Таким образом, сделка приватизации земельного участка, который неделим или делим, но не был до приватизации разделен между собственниками объектов недвижимости, в принципе может быть заключена ими как совместными покупателями в отношении всего земельного участка. Законодательные препятствия для этого отсутствуют.

Но если все собственники расположенных на одном земельном участке объектов недвижимости не договорились о приобретении неделимого или не разделенного ими земельного участка в общую долевую собственность, то они могут претендовать на его приобретение только в аренду, поскольку в силу пункта 5 статьи 36 ЗК РФ в орган, уполномоченный на распоряжение землей, необходимо обращаться всем собственникам с совместным заявлением.

Читать еще:  Судебная практика об оспаривании кадастровой стоимости недвижимости

Для приобретения права собственности на земельный участок граждане и юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков, с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок.

Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливает Минэкономразвития России. В настоящее время в указанный перечень входят следующие документы:

1. копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
2. копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) или выписка из государственных реестров о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем, ходатайствующим о приобретении прав на земельный участок;
3. копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);
4. выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или:
4.1. уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения и
4.2. копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП;
5. выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или:
5.1. уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок и
5.2. копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП;
6. кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него;
7. копия документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных в пунктах 1-6 настоящего Перечня;
8. сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.

Отказ в приватизации земельного участка часто связан с тем, что заявитель не представил все необходимые документы. В то же время согласно ЗК РФ уполномоченные органы не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным выше перечнем.

Федеральный арбитражный суд Московского округа по одному из споров указал следующее: «Рассматривая данное дело, суды правильно указали, что при обращении ООО «ИнтерПро» и ООО «Предприятие «АКС» в ТУ Росимущества в Московской области вместе с заявлением о приватизации указанного земельного участка был представлен соответствующий Перечню полный комплект документов, достаточный для принятия решения о предоставлении заявителям земельного участка на праве собственности. В связи с этим у ответчика отсутствовали основания для возврата заявления о приватизации и приложенных к нему документов.».

В месячный срок со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган должен принять решение о предоставлении земельного участка на праве собственности. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка уполномоченный орган должен осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направить его заявителю с предложением заключить договор.

Если собственник здания, строения, сооружения обратился с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора купли-продажи, а соответствующий орган не направил заявителю проект договора купли-продажи или предложил заключить договор аренды, то собственник объекта недвижимости может обратиться в суд с заявлением о признании действий (бездействия) этого органа незаконными. В случае признания действий (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.

У многих собственников зданий, строений и сооружений земельные участки под этими объектами недвижимости находятся на праве аренды. Ранее одной из причин отказа в приватизации земельного участка являлось то обстоятельство, что договор аренды участка заключен после введения в действие ЗК РФ. В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» было дано разъяснение, что если договор аренды земельного участка заключен собственником расположенного на нем объекта недвижимости после введения в действие ЗК РФ, то в связи с тем, что собственник недвижимости реализовал свое исключительное право приватизации или аренды путем заключения договора аренды земельного участка, он утрачивает право выкупа земельного участка в соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ.

Между тем по ныне действующему закону собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков – до или после дня вступления в силу ЗК РФ.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в одном из постановлений по конкретному делу указал: «…всякое лицо, сделавшее первоначальный выбор в пользу аренды земельного участка либо купившее объект недвижимости с земельным участком на праве аренды, может потребовать предоставления этого земельного участка в собственность, если законодательные ограничения его приватизации отсутствуют…».

Аналогичная правовая позиция выражена в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2007 года, где указано следующее. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ и федеральными законами. Если собственник строения приобрел право аренды на земельный участок, то это не исключает его права на приобретение впоследствии этого земельного участка в собственность.

Таким образом, право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют все собственники объектов недвижимости, которые расположены на таких земельных участках, за исключением случаев, установленных ЗК РФ и федеральными законами. При этом право собственника строения на выкуп земельного участка не может быть ограничено наличием договора аренды на данный земельный участок.

Нужна помощь по этой теме? Записывайтесь на прием по тел.: +7 906 074 76 14.

С уважением,
адвокат Маковеев Сергей Иванович

Особенности приватизации земли под частным домом и МКД. Порядок, сроки и стоимость

Наличие права собственности на домовладение не означает такого же статуса участка, на котором расположена постройка. Земельная территория не всегда принадлежит владельцу строения. Такая ситуация может создать определенные трудности, например, при продаже или передаче по наследству. Лучшим решением такой проблемы будет приватизация земли под домом.

До какого года продлили?

Ранее срок приватизации частного недвижимого имущества, в том числе и земельных участков продлевался неоднократно, поэтому актуальным остается вопрос, до какого года продлены сроки сейчас. В настоящее время,по правилам пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ определено, что срок оформления земельных участков – неограничен.

Указанное правило касается территорий, предоставленных в постоянное пользование, пожизненное наследуемое владение и аренду.

Читать еще:  Какие объекты недвижимости подлежат кадастровому учету?

Когда возможно бесплатное проведение?

Статья 39.5 ЗК РФ позволяет приватизировать земельный участок на безвозмездной основе в следующих случаях:

  1. Участок предоставлен семье, в которой воспитывается трое и больше несовершеннолетних детей.
  2. Территория предоставлена в аренду для строительства и или ведения хозяйства более, чем 5 лет назад.
  3. Участок был получен в сельской местности на условиях обязательного трудоустройства по социально значимой профессии более, чем 5 лет назад.
  4. Пользователями земли являются лица, имеющие льготы. К ним отнесены — малоимущие, ветераны боевых действий, инвалиды; герои России и СССР.

Отказ в приватизации будет иметь место в случаях, определенных в пункте 8 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178.

Это правило распространяется на участки, входящие в состав земель:

  • особо охраняемых объектов и территорий природы;
  • водного и лесного фонда;
  • зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению;
  • общего пользования – площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты;
  • зарезервированные для государственных нужд;
  • предназначенных для обеспечения деятельности в морских и речных портах, аэропортах или отведенные для их развития.

Указанный перечень оснований для отказа является исчерпывающим. Подробнее о том, какие категории земель не подлежат приватизации, можно узнать тут.

Можно ли приватизировать ЗУ, если частное жилье в собственности?

Если владелец дома оформил на него право собственности, он может приватизировать участок под ним. Ограничения, касающиеся количества участий в приватизации в отношении объекта. Если человек не приватизировал участок ранее, он может это сделать и после оформления дома в собственность (как узнать приватизирована ли земля?).

Больше информации о том, как выполнить передачу прав на землю в частную собственность., если дом приватизирован, а земля под ним нет, узнайте в отдельной статье.

Если владельцев несколько

Если дом принадлежит нескольким лицам на правах долевой собственности, то для приватизации потребуется определить границы участка каждого из них. Необходимо изготовить кадастровый паспорт на каждую часть. Участок должен быть разделен поровну между всеми владельцами. Свою долю приватизировать будет каждый в отдельности.

Под МКД

Жильцы многоквартирного дома вправе приватизировать участок, на котором располагается объект недвижимости. Для этого необходимо провести общее собрание и решение оформить протоколом. Приватизация участка под МКД позволяет осуществлять:

  • строительство спортивных и детских площадок, зон отдыха, гаражей для инвалидов и ветеранов;
  • озеленение;
  • создание парковок;
  • сдачу имеющейся автостоянки в аренду.

Подробнее о приватизации земельного участка под многоквартирным домом мы рассказали здесь.

С чего начать?

Для того, чтобы осуществить процедуру приватизации земли, необходимо обратиться в уполномоченные официальные инстанции. Таковыми являются местная администрация и орган Росимущества.

Когда идти в местный муниципалитет?

Обращаться в местную администрацию следует в случаях, когда земельный участок находится в муниципальной собственности. Информацию о принадлежности территории можно получить, обратившись в указанный орган.

Когда посетить отделение Росимущества?

В случае с участком, находящемся в федеральном ведении, обращаться необходимо в территориальное отделение Росимущества. Такие органы расположены в каждом регионе и субъекте РФ.

Как приватизировать земельный участок?

Процесс оформления ЗУ в собственность состоит из нескольких этапов.

  1. Первым из них является подготовка документов заинтересованного лица, на дом и земельный участок.
  2. После этого необходимо оформить заявление и обратиться в уполномоченный государственный орган.
  3. В завершении заключается договор и право собственности регистрируется в Росреестре.

Составление и подача заявления

Основанием для рассмотрения обращения заинтересованного лица является его заявление. Оно составляется в простой письменной форме.

В тексте должно быть указано следующее:

  1. Наименование и адрес государственного органа.
  2. Сведения об инициаторе – фамилия, имя, отчество, место жительства, номер контактного телефона.
  3. Информация об участке – место расположения, общая площадь.
  4. Просьба о приватизации.
  5. Наличие льгот у заявителя.
  6. Перечень прилагаемых документов.
  7. Дата и подпись заявителя.
  • Скачать бланк заявления на приватизацию земли
  • Скачать образец заявления на приватизацию земли

Обращение передается лично, пересылается по почте, через законного представителя или портал Госуслуги.

Какие нужны документы?

К заявлению нужно приложить:

  • паспорт заявителя;
  • доверенность законного представителя, если он участвует в процедуре;
  • нотариально заверенное согласие второго супруга на оформление земли в собственность;
  • документ, подтверждающий наличие у инициатора льгот, например, справка о многодетности семьи заявителя.

Допускается представление заверенных копий документов.

На жилье

В отношении домовладения нужно будет предоставить правоустанавливающие документы – договор купли-продажи, мены, дарения, которые ранее заключал собственник. К такому перечню можно отнести – выписку из ЕГРН, свидетельство о наследовании или праве собственности.

На ЗУ

В отношении земельного участка потребуется представить:

  • договор аренды (как приватизировать ЗУ, взятый в аренду?);
  • права постоянного пользования или пожизненного наследуемое владения;
  • также потребуется кадастровый паспорт;
  • план или выписка.

Подробнее о перечне документов на ЗУ под различные нужны мы писали в этом материале.

Заключение договора с администрацией

После рассмотрения обращения и принятия положительного решения с собственником земли, то есть с государственным органом, заключается договор о приватизации. Он оформляется в трех экземплярах, по одному для каждой из сторон и Росреестра.

В договоре должно быть указано:

  1. Дата и место подписания.
  2. Сведения о сторонах.
  3. Описание предмета сделки. В данном случае это будет земельный участок.
  4. Стоимость договора и порядок расчетов, если заинтересованное лицо не обладает льготами.
  5. Права, обязанности и ответственность сторон.
  6. Срок действия договора.
  7. Порядок разрешения споров.
  8. Реквизиты и подписи сторон.

Документ должен быть заверен печатью государственного органа.

Обращение в Росреестр

После подписания договора с администрацией нужно обратиться в Росреестр для регистрации права собственности. Для этого потребуется подготовить письменное заявление в произвольной форме.

К нему нужно приложить:

  • договор о приватизации;
  • кадастровый паспорт на участок;
  • квитанцию об оплате государственной пошлины;
  • паспорт инициатора.

После поступления указанных документов право собственности будет зарегистрировано.

Сколько стоит?

Приблизительная стоимость оформления необходимых документов на ЗУ под частным жильем:

Название Цена
Выписка из ЕГРН
  • 300 рублей с физических лиц.
  • 950 рублей с юридических лиц.
Кадастровый паспорт от 2 000 рублей
Проведение геодезической съемки от 7 000 до 15 000 рублей (в зависимости от региона)
Нотариальные услуги от 1 000 рублей

Сумма пошлины за регистрацию права собственности указана в пункте 22 статьи 333.33 НК РФ и составляет 2 000 рублей.

Больше нюансов о том, сколько возможно придется заплатить за приватизацию наделов разного назначения, можно ли не тратиться на процедуру, рассказано отдельно.

Сроки рассмотрения

Обращение заинтересованного лица о приватизации в местной администрации рассматривается в течение одного месяца. Регистрация в Росреестре займет не более семи дней. Если обращение в регистрирующий орган поступает через интернет, то процедура не займет более одного дня.

Особенности единовременной процедуры

Одновременная приватизация указанных объектов невозможна. Тем, кому интересно, можно ли получить право собственности на ЗУ, если частная недвижимость не приватизирована, ответим, что если человек намерен приватизировать земельный участок, он должен сначала оформить на себя дом, например, снять с него статус служебного. После этого можно совершать действия с участком.

Надо ли проводить процедуру: плюсы и минусы

Приватизация земельного участка под домом имеет свои плюсы и минусы.

К преимуществам можно отнести:

  1. Возможность совершать любые операции с участком, например, продать или осуществлять коммерческую деятельность.
  2. Землю можно будет завещать или дарить.
  3. Собственник вправе сдавать участок в аренду.

К недостаткам приватизации можно отнести тот факт, что:

  1. Возникает обязанность платить налог на землю.
  2. Также собственник должен будет поддерживать участок в надлежащем состоянии.

Приватизировать участок под собственным домом, может практически каждый владелец, в том числе и жители МКД. Для этого необходимо подготовить ряд обязательных документов и обратиться в уполномоченный орган власти. Процедура повлечет за собой определенные расходы, связанные с оформлением документов и оплатой госпошлины.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector