Доплата водителю за особый характер работы
Доплата водителю за особый характер работы
Как уже было отмечено, стимулирующие выплаты могут осуществляться в виде доплат, надбавок и компенсаций. Доплаты призваны обеспечить возмещение дополнительных затрат труда, вызванных объективными различиями в условиях и тяжести труда. Надбавки стимулируют добросовестное отношение к труду, повышение квалификации, интенсивности труда, выполнение трудовых обязанностей в определенных условиях, а также проявление инициативы при выполнении поручений и заданий. Компенсации дают возможность частично компенсировать потери в заработке, вызванные причинами, не зависящими от предприятия (например, рост цен на товары, коммунальные услуги и т.п.).
В условиях многообразных форм собственности размер и условия выплаты стимулирующих доплат и надбавок (за высокую квалификацию, профессиональное мастерство, работу с меньшей численностью и т.д.) определяются предприятиями самостоятельно при заключении коллективных договоров и производятся в пределах имеющихся средств. Государством законодательно регламентируется лишь минимальный размер надбавок, компенсаций и доплат, которые наниматель обязан предоставить работникам. Нанимателю предоставлено право самостоятельно совместно с профсоюзами исходя из собственных доходов в коллективных договорах определять перечень, размер и условия выплаты надбавок, компенсаций и доплат.
Кроме того, администрация предприятия и профсоюзы при заключении коллективных договоров могут предусмотреть применение компенсационных и других видов выплат в равном по абсолютной величине размере всем работающим (в тех или иных условиях труда) независимо от уровня квалификации. Однако, выплаты должны быть не ниже установленных в законодательных документах и не ниже, чем это предусмотрено ранее действующими условиями оплаты для рабочих высшей квалификации, отнесенных к наиболее высокой профессионально-квалификационной группе по оплате.
Применяемые на предприятиях и в организациях доплаты и надбавки можно разделить на две группы:
1) не имеющие ограничений по сферам трудовой деятельности;
2) применяемые в определенных сферах приложения труда.
К первой группеотносятся доплаты:
■ за работу в выходные и нерабочие праздничные дни;
■ за работу в сверхурочное время;
■ несовершеннолетним работникам в связи с сокращением их рабочего дня;
■ при невыполнении норм труда (должностных обязанностей)
по вине работодателя;
■ при изготовлении бракованной продукции не по вине работника.
Работа в выходные и нерабочие праздничные дни оплачивается не менее чем в двойном размере. По желанию работника, работающего в такие дни, ему может быть предоставлен день отдыха. В этом случае работа в нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха не оплачивается.
Сверхурочная работа оплачивается за первые 2 ч работы не менее чем в полуторном размере, а последующие часы не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу определяются в коллективном договоре.
Доплаты к заработной плате рабочим и служащим моложе 18 лет при сокращенной продолжительности рабочего дня устанавливаются в размере, обеспечивающем ее соответствие средней заработной плате работников соответствующих категорий, работающих полный рабочий день. На сдельных работах, где расценка устанавливается на основе технически обоснованных норм, не учитывающих возрастной состав работающих, доплаты устанавливаются по тарифной ставке за время, на которое для них сокращается рабочий день.
При невыполнении норм труда (должностных обязанностей) по вине работодателя оплата производится за фактически отработанное время или выполненную работу, но не ниже средней заработной платы работника. При невыполнении норм труда (должностных обязанностей) по причинам, не зависящим от работодателя и работника, за последним сохраняется не менее 2 /3 тарифной ставки (оклада).
При изготовлении продукции, признанной бракованной не по вине рабочего, вся бракованная продукция оплачивается как годная. Брак, допущенный рабочим, оплате не подлежит.
Доплаты и надбавки второй группы можно разделить следующим образом.
Доплаты и надбавки, носящие стимулирующий характер:
■ за совмещение профессий (должностей) и исполнение обязанностей временно отсутствующего работника;
■ за расширение зон обслуживания или увеличение объема работ;
■ рабочим за профессиональное мастерство;
■ специалистам за высокие достижения в труде, сложность и напряженность труда;
■ бригадирам, не освобожденным от основной работы.
Доплаты за совмещение профессий (должностей) и исполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливаются в размере, согласованном сторонами при заключении коллективного или трудового договора и зависят от сложности, характера труда, объема выполненных работ, степени использования рабочего времени. Для организаций, финансируемых из бюджета, они устанавливаются в пределах фонда заработной платы и выплачиваются работникам в размерах, не превышающих тарифной ставки (оклада) отсутствующего работника.
Рабочим могут устанавливаться надбавки за профессиональное мастерство. Критериями оценки уровня профмастерства рабочего могут быть: стабильное обеспечение высокого качества выпускаемой продукции, строгое соблюдение технологической дисциплины, выполнение работ повышенной сложности, обслуживание важнейших участков производства, освоение новых профессий и смежных функций и др. Кому из рабочих устанавливать такие надбавки, решает наниматель. Однако исходя из сложившейся практики такие надбавки устанавливаются рабочим, имеющим 3-й разряд и выше. При определении размеров таких надбавок можно ориентироваться на размеры, установленные для организаций, финансируемых из бюджета, а именно: для рабочих 3-го разряда —12% его тарифной ставки, 4-го — до 16%, 5-го — до 20%, 6-го — до 24%, 7-го — до 28%, 8-го — до 32% тарифной ставки.
Надбавки за высокие достижения в труде, сложность и напряженность труда устанавливаются руководителям, специалистам и служащим. Их размеры определяются в зависимости от личного вклада конкретного работника в результаты труда подразделения или коллектива предприятия в целом. Надбавки руководителям устанавливаются вышестоящим органом управления. Качество работы специалистов и служащих для определения размера надбавок оценивают на основе учета объема и сложности работы или выполняемых ими обязанностей, предусмотренных должностными инструкциями, нормами труда, сроков и качества их выполнения, а также критериев, характеризующих квалификацию работников, их компетентность, ответственность и инициативность в работе.
Доплаты бригадирам из числа рабочих, не освобожденных от основной работы, за руководство бригадой компенсируют дополнительные затраты или возможные потери в заработной плате, обусловленные затратами на руководство коллективом. Их размеры устанавливаются, как правило, в зависимости от численности бригады: при численности 5—10 человек — 10%, свыше 10 человек — 15% тарифной ставки 1 разряда или тарифной ставки бригадира.
Доплаты и надбавки, связанные с особым характером выполняемой работы:
■ за работу по графику с разделением рабочего дня на части перерывами не менее 2 ч;
■ за многосменный режим работы;
■ за высокие квалификационные классы (водителям автомашин, машинистам локомотивов железнодорожного транспорта и т.д.).
Доплаты за работу по графику с разделением рабочего дня на части с двумя и более перерывами общей продолжительностьюне более 4 ч могут устанавливаться в размере, определяемом нанима телем как в процентах от тарифной ставки 1-го разряда, так и от тариф ной ставки (оклада) работника. При этом общая продолжительность рабочего времени не должна превышать установленной продолжительности рабочего дня.
Доплаты за многосменный режим работы вводятся взамен дополнительной оплаты за работу в ночное время. Решение о их введении принимается коллективом предприятия и оговаривается в коллективном договоре.
Надбавки за высокие квалификационные классы устанавливаются водителям и выплачиваются, например, для водителей автомашин в следующих размерах: водителям первого класса, работающим на грузовых и легковых автомобилях, а также на автобусах,— в размере 25% водителям второго класса — 10%. Их выплата производится за фактически отработанное время. Надбавки за классность, устанавливаемые водителям транспортных средств, призваны стимулировать не только овладение ими высокого мастерства в управлении этими средствами, но и уровень технических знаний, позволяющий содержать эти средства в исправном состоянии.
Ко второй группе относятся доплаты за условия труда, отклоняющиеся от нормальных:
■ за работу во вредных, особо вредных, тяжелых и особо тяжелых условиях труда;
■ за интенсивность труда рабочим, занятым на конвейерах, поточных и автоматических линиях;
■ за работу в зонах радиоактивного загрязнения в связи с аварией на Чернобыльской АЭС;
■ за работу в лесных массивах;
■ за перевозки опасных грузов.
Доплаты за работу во вредных, особо вредных, тяжелых и особо тяжелых условиях труда устанавливаются на конкретное рабочее место на основе его аттестации и дифференцируются в зависимости от общей оценки условий труда в баллах. При последующей рационализации рабочих мест и связанного с этим улучшения условий труда надбавки должны уменьшаться или отменяться. При определении минимального гарантированного размера таких доплат исходят из тарифной ставки 1-го разряда ETC. Если на предприятии применяется тарифная ставка 1-го разряда, превышающая размер ставки, установленной ETC, размеры доплат за работу во вредных и тяжелых условиях рассчитывают от применяемой нанимателем тарифной ставки 1-го разряда.
Доплаты за вредные условия труда устанавливаются линейным руководителям дифференцированно по результатам аттестации рабочих мест персонально для тех из них, у которых фактическое время работы во вредных и особо вредных условиях составляет не менее 50% рабочего времени. Конкретный размер доплат определяется на основании аттестации рабочих мест по условиям труда и с учетом размеров доплат, установленных рабочим на данном участке, цехе, производстве.
С помощью доплат за интенсивность труда компенсируется более напряженный ритм труда рабочих, занятых на конвейерах, поточных и автоматических линиях. В качестве критерия, принимаемого для установления размера такой доплаты, используется коэффициент занятости рабочего активным трудом. Они могут устанавливаться как в процентах к тарифным ставкам рабочих, так и в абсолютных размерах.
Большая часть перечисленных надбавок, компенсаций и доплат является непостоянной по своим размерам. Во многих случаях они выплачиваются из экономии фонда заработной платы и могут быть пересмотрены при улучшении или ухудшении работы исполнителей, которым они были установлены, или по материалам, полученным при проведении следующей аттестации исполнителей или рабочих мест.
О доплате за расширение зоны обслуживания или увеличение объема выполняемых работ водителю автомобиля
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ
доплате за расширение зоны обслуживания или увеличениЕ объема выполняемых работ водителю автомобиля
Письмо от 27.07.2009 г. № 426/13/84-09
Департамент по вопросам государственного регулирования заработной платы и условий труда рассмотрел в рамках компетенции относительно доплаты за расширение зоны обслуживания или увеличение объема выполняемых работ водителю в случае, если за ним согласно приказу закреплены два автомобиля, и сообщает.
Совмещение профессий (должностей) — это выполнение работником наряду с основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительной работы по другой профессии (должности) в пределах рабочего времени.
Под расширением зоны обслуживания или увеличением объема выполняемых работ следует понимать выполнение наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительного объема работ по одной и той же профессии или должности.
Поскольку по специфике работы водитель не может работать на двух автомобилях одновременно, доплата за расширение зоны обслуживания или за увеличение объема работ такой категории работников не может быть установлена.
Водитель в пределах продолжительности рабочего времени может работать на ставке, получать надбавку за сложность, напряженность в работе
до 50 процентов тарифной ставки, надбавку за классность, доплату за ненормированный рабочий день, доплату за совмещение профессий (например, по профессии экспедитора или грузчика при наличии вакантной должности).
Заместитель директора Департамента — начальник отдела А. Литвин
НАДБАВКИ И ДОПЛАТЫ ВОДИТЕЛЮ АВТОМОБИЛЯ
В комментируемом письме Минтруда разъяснило, какие виды доплат и надбавок могут быть установлены водителю в случае, если за ним согласно приказу закреплено два автомобиля.
Как правило, за водителем закрепляется одно транспортное средство. На период технического обслуживания и текущего ремонта такого автомобиля водитель может привлекаться для работы на другом автомобиле.
На практике также встречаются ситуации, когда в связи с производственной необходимостью за водителем согласно приказу руководителя закреплено два автомобиля. В таком случае работнику доводится график работы на двух транспортных средствах с соблюдением нормы продолжительности рабочего времени.
В отношении продолжительности рабочего времени напомним, что правила режима труда и отдыха водителей установлены Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей автотранспортных средств, утвержденным приказом Минтранса Украины от 17.01.2002 г. № 18 (далее — Положение № 18). Действие этого Положения распространяется на предприятия, учреждения, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также на физических лиц — предпринимателей, предоставляющих услуги по перевозке пассажиров и грузов автотранспортными средствами или осуществляющих перевозки для собственных производственных нужд. Режим труда и отдыха, предусмотренный Положением № 18, является обязательным при составлении графиков работы водителей (п. 1.3 Положения № 18).
Относительно устанавливаемых доплат и надбавок водителю в таком случае отметим следующее.
Хозрасчетные предприятия самостоятельно определяют условия оплаты труда работников, в том числе и водителей автотранспортных средств, и устанавливают их в коллективном договоре, соблюдая при этом нормы и гарантии, предусмотренные законодательством, генеральным, отраслевым (региональным) соглашениями. При этом минимальные государственные гарантии по оплате труда и нормы генерального, отраслевого (регионального) соглашений, если предприятие находится в сфере действия этих соглашений, являются обязательными в случае установления в коллективных договорах тарифных ставок (окладов), доплат, надбавок, межквалификационных (междолжностных) соотношений и т. д.
Следовательно, предприятие самостоятельно определяет оплату труда водителей путем разработки соответствующего Положения об условиях и размерах оплаты их труда.
При выборе пакета надбавок и доплат работодатель руководствуется положениями законодательных актов, генеральных, отраслевых и прочих соглашений, а также своими специфическими требованиями.
В каждом конкретном случае при установлении надбавок и доплат работнику необходимо учитывать их сущность и характер, а также специфику работы работника.
Доплаты и надбавки можно определить как законодательно гарантированные или нормативно предусмотренные выплаты сверх заработной платы, связанные с особенностями и условиями труда, а также с личными качествами работников. Выплата доплат и надбавок является одним из направлений материального стимулирования работников.
В зависимости от характера выплат доплаты и надбавки подразделяются на
— поощрительные (за классность водителям, интенсивность труда, выполнение особо важной работы, совмещение профессий, расширение зоны обслуживания и т. п.);
— компенсационные (за тяжелые и вредные условия труда, работу в ночное время, сверхурочные работы, разъездной характер работ, особые условия работы и т. п.).
Конкретные виды и размеры доплат и надбавок предприятия определяют самостоятельно исходя из своих финансовых возможностей и производственной необходимости.
расширение зоны обслуживания или увеличение объема выполняемых работ может быть установлена работникам рабочих специальностей. Такая доплата предполагает выполнение работником наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительного объема работ по одной и той же профессии или должности.
Рассматривая возможность установления такой доплаты водителю в случае закрепления за ним двух автомобилей, необходимо учитывать специфику работы водителя в такой ситуации:
одновременно работать на двух автомобилях водитель не может. Поэтому доплата за расширение зоны обслуживания или за увеличение объема работ такой категории работников не может быть установлена. На это обращает внимание Минтруда в комментируемом письме.
(должностей) — это выполнение работником наряду с основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительной работы по другой профессии (должности) в пределах рабочего времени. При установлении такой доплаты необходимо рассмотреть возможность совмещения работы по другой должности одновременно с основной работой.
В случае закрепления за водителем двух автомобилей доплата за совмещение профессий может быть установлена только при выполнении водителем в пределах своего рабочего времени (как водителя) дополнительного объема работ по другой вакантной должности, например грузчика (одновременное выполнение погрузочно-разгрузочных работ).
Итак, подытожим. Водитель относится к рабочим специальностям.
В пределах продолжительности рабочего времени для него могут быть установлены:
— надбавка за сложность и напряженность в работе (до 50 % тарифной ставки);
— надбавка за классность;
— доплата за ненормированный рабочий день;
— доплата за совмещение профессий (например, экспедитора или грузчика при наличии вакантной должности).
Также в коллективном договоре могут быть предусмотрены:
— надбавка за разъездной характер работ;
— доплата за руководство бригадой (бригадиру, не освобожденному от основной работы);
— доплата за работу с разделенным рабочим днем и т. д.
Добавим, что, в случае
если водитель будет работать вне пределов рабочего времени по основной должности (в том числе на другом автомобиле), оплата труда производится за фактически отработанное время. Например, когда водитель продолжает выполнять работу в связи с отсутствием (неявкой) работника, который должен заменить его в момент окончания смены, и невозможностью заменить его другим работником, оплата труда производится как за сверхурочную работу. Сверхурочное время, отработанное за временно отсутствующего работника, должно оплачиваться в двойном размере. При этом не следует забывать о предельных нормах применения сверхурочных работ (об ограничениях продолжительности сверхурочных работ) для водителей. Согласно Положению № 18 сверхурочные работы для каждого водителя не должны превышать 4 часов в течение двух дней подряд или 75 часов в год в случае применения суммированного учета рабочего времени (или 100 часов в год в случае соблюдения еженедельной нормы продолжительности рабочего времени).
Когда дается доплата за разъездной характер работы?
Доплата за разъездной характер работы — это существенное материальное подспорье для работников, чья трудовая деятельность осуществляется в различных местах, т. к. не привязана к одному рабочему месту. О порядке и особенностях начисления данной надбавки, перечне профессий, дающих право на ее получение, и расскажет предлагаемая нами статья.
Надбавка при разъездной работе
Нормы ТК РФ, в частности статьи 146–148, 152–154, предусматривают обязанность организаций начислять своим работникам доплаты и надбавки за труд в условиях, так или иначе отклоняющихся от нормальных. Выделяют доплаты за труд:
- сверхурочно;
- в выходные дни;
- ночью;
- на вредных производствах;
- в особых климатических условиях и т. д.
К отличным от нормальных условиям необходимо отнести и разъездную работу, так как большую часть рабочего времени в этом случае сотрудник проводит в дороге, что само по себе представляет дополнительную нагрузку. Особенность регулирования разъездных работ состоит в том, что в отличие от вышеперечисленных ситуаций (работы сверхурочно, в особых климатических условиях и т. д.) специальных доплат или надбавок именно за разъездную работу ТК РФ не предусматривает. Статья 168.1 ТК лишь указывает на то, что администрация организации обязана возместить расходы работника (на транспорт, проживание, питание и т. д.), производить же почасовую доплату, как, например, за труд в ночное время, работодатель не обязан.
В тоже время практика материального стимулирования работников, проводящих большую часть времени в разъездах, достаточно распространена. Ведь выплата надбавок за разъездной характер работы — совершенно разумное решение, направленное на удержание сотрудников в должности и стимулирование добросовестного отношения к работе.
Ввиду того, что нормы ТК РФ не содержат четкого определения понятия «разъездная работа», на практике возникает масса вопросов по поводу отнесения той или иной профессии/должности к категории разъездной. Соответственно, возникает сложность и с начислением надбавок. Не меньше неясностей возникает при разграничении разъездной работы и командировок, работы вахтовым методом и иных подобных случаев.
Разграничение командировки и разъездной работы
Согласно статье 166 ТК РФ, время работы в пути либо разъездная работа не является командировкой. Следовательно, на практике возникает необходимость в их четком разграничении. Стоит отметить, что нормы статьи 166 ТК РФ не указывают точных признаков, которые позволили бы отделить разъездную работу от командировки. На практике обычно руководствуются постановлением Правительства РФ «Об особенностях направления…» от 13.10.2008 № 749.
Анализ норм данного постановления позволяет выделить следующие признаки командировки, отличающие ее от разъездной работы:
- Согласно пункту 3 постановления № 749, работник направляется в командировку исключительно на основании распоряжения администрации организации. Данное распоряжение должно быть оформлено документально и определять точные временные рамки командировки.
- Согласно пункту 7 постановления № 749, фактически время нахождения в командировке определяется по сведениям, указанным в билетах или иных документах, подтверждающих нахождение в пути, при их отсутствии — документами о найме жилого помещения (номера гостиницы) либо на основании служебной записки сотрудника.
- Статья 166 ТК РФ четко связывает понятия «командировка» и «рабочее место». То есть при командировке имеет место направление работника в пункт, расположенный вне места основной работы. Данный момент уточнен в пункте 2 постановления, которое подчеркивает, что постоянное место работы командированного работника находится в месте расположения организации (филиала). Таким образом, служебная поездка за пределы расположения организации по поручению администрации организации и является командировкой.
Соответственно, если работник не имеет постоянного рабочего места в месте нахождения предприятия и находится в дороге без конкретного распоряжения администрации организации с указанием конкретных сроков поездки, речь идет именно о разъездной работе.
Различия между разъездной работой и вахтой
Работа вахтовым методом и разъездной труд имеют много общего, но их разграничение необходимо в силу разного порядка оплаты. Основное различие заключается в наличии рабочего места. Основной признак вахтового труда, согласно части 2 статьи 297 ТК РФ, — это регулярная работа вне пределов организации и на таком расстоянии от места жительства, что поездки из дома на работу или возвращение домой невозможны или экономически нецелесообразны.
Тем не менее вахта работника (строителя, нефтяника и т. д.) заключается в нахождении преимущественно на одном либо нескольких объектах, которые находятся, как правило, в отдаленных необжитых местах. При этом для работника организуется временное жилье в специальных вахтовых поселках, где создаются необходимые условия для проживания. То есть при вахтовом методе труда рабочее место у работника все же имеется, хотя и находится оно на значительном удалении от основного места нахождения организации. Ко времени вахты также относится и время нахождения в пути на вахту, хотя в пути вахтовик не работает, его основная цель в это время — прибытие на рабочее место.
При разъездной работе, как уже было отмечено, работник большую часть времени проводит в дороге, а не на конкретном рабочем месте. При этом частые перемещения необходимы для выполнения возложенных на работника задач.
Оплата труда при разъездной работе
Разграничение командировок, вахтовой работы и работы разъездного характера преследует практическую цель, так как порядок оплаты во всех случаях различен. Так, при направлении работника в командировку за ним, согласно статье 167 ТК РФ, должен быть сохранен средний заработок. При работе вахтовым методом надбавку, согласно статье 302, необходимо платить в обязательном порядке. При разъездной же работе сотруднику должна быть выплачена заработная плата, которая предусмотрена системой оплаты труда, внутренними документами организации и соглашением, заключенным с ним. Как видите, каких-либо особенностей в части выплат по тарифной ставке при разъездной работе ТК РФ не предусмотрено.
Еще один момент, на который следует обратить внимание администрации организации, — это требование части 2 статьи 57 ТК РФ, которая обязывает в соглашении с работником указывать режим его работы. Статья 168.1 ТК обязывает администрацию организации компенсировать все расходы, связанные с разъездной работой.
К таковым относятся:
- расходы на проезд (приобретение автобусных, железнодорожных и иных билетов, оплата прочих транспортных расходов);
- расходы на наем жилья, если сотрудник направляется в другой населенный пункт (оплата гостиницы, съемного жилья, предоставление иного жилья за счет организации);
- затраты, обусловленные проживанием вне места жительства (суточные), и т. д.
Важно отметить, что ТК РФ не устанавливает ни размеров, ни порядка расчета/выплаты подобного возмещения. Все эти вопросы администрации организации необходимо расписывать в своих внутренних документах либо трудовом договоре, если в нем говорится о разъездном характере работы.
Профессии, предполагающие разъездной характер работы
Особенность разъездной работы состоит также в том, что нормами ТК РФ и другими законодательными актами не определен точный перечень профессий, должностей и работ, которые следует отнести к разъездным. Часть 2 статьи 168.1 относит данный вопрос к компетенции администрации организации, наделяя ее правом в своих внутренних документах самостоятельно определить, работа каких сотрудников является разъездной.
На практике чаще всего принято к разъездной работе относить деятельность сотрудников, не имеющих рабочего места как такового в пределах организации либо большую часть рабочего времени проводящих в дороге.
К таковым профессиям можно отнести, к примеру:
- проводников и стюардов;
- экспедиторов;
- работников сферы снабжения, обслуживания, логистики, деятельность которых основана на регулярных перемещениях вне пределов компании.
Что касается бюджетных организаций, то классическими примерами разъездной работы являются:
- деятельность врачей скорой помощи;
- сотрудников МЧС (пожарных и спасателей, занятых на обслуживании конкретной территории);
- сотрудников патрульно-постовой службы МВД.
Подобный характер работы сотрудников чрезвычайных служб часто закрепляется и в ведомственных документах. Например, на разъездной характер работы сотрудников МЧС (пожарных и спасателей, обслуживающих закрепленную за ними территорию) указывает примечание к пункту 2 приказа МЧС РФ «Об организации служебных…» от 10.01.2008 № 3. На разъездной характер работы водителей (работу в пути) указывает пункт 15 приказа Минтранса РФ «Об утверждении Положения…» от 20.08.2004 № 15, согласно которому время управления автомобилем и другие периоды деятельности водителя (стоянка в пунктах разгрузки и погрузки, ремонт и т. д.) являются его рабочим временем.
Порядок стимулирования при разъездной работе
Отдельное стимулирование работника, выполняющего разъездную работу, нормами ТК РФ также не предусмотрено. При желании же стимулировать своих сотрудников, находящихся в разъездах, администрации организации, согласно требованиям статей 57 и 168.1 ТК, необходимо соблюсти следующий порядок:
- Во внутренних документах организации необходимо указать перечень должностей сотрудников, чья работа носит разъездной характер, а также порядок и размеры выплаты им соответствующих надбавок.
- Указание на разъездной характер деятельности должно содержаться в трудовом договоре с таким сотрудником.
При соблюдении приведенных условий работодатель вправе выплачивать соответствующие надбавки.
Конкретные размеры выплат определяются также администрацией организаций. Наиболее практичным вариантом представляется начисление процентной надбавки пропорционально отработанному времени. Например, для разных категорий разъездных работников (с учетом напряженности труда) может быть установлена надбавка в пределах от 5 до 15 процентов оклада (почасового, сменного или месячного).
Что касается налогообложения такой надбавки, то согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 208 НК РФ вознаграждение, полученное за выполнение трудовых обязанностей, включается в налогооблагаемую базу. Кроме того, на надбавки при разъездной работе, согласно пункту 1 статьи 421 НК, необходимо также уплачивать страховые взносы.
Как видите, большую часть вопросов статья 168.1 ТК РФ оставляет на усмотрение администрации организации, предоставляя ей широкое поле для финансового маневра и возможность начисления надбавки именно тем сотрудникам, чья работа предполагает дополнительную нагрузку, связанную с частыми перемещениями.
advocatus54.ru
В тоже время практика материального стимулирования работников, проводящих большую часть времени в разъездах, достаточно распространена. Ведь выплата надбавок за разъездной характер работы — совершенно разумное решение, направленное на удержание сотрудников в должности и стимулирование добросовестного отношения к работе. Ввиду того, что нормы ТК РФ не содержат четкого определения понятия «разъездная работа», на практике возникает масса вопросов по поводу отнесения той или иной профессии/должности к категории разъездной. Соответственно, возникает сложность и с начислением надбавок. Не меньше неясностей возникает при разграничении разъездной работы и командировок, работы вахтовым методом и иных подобных случаев. Разграничение командировки и разъездной работы Согласно статье 166 ТК РФ, время работы в пути либо разъездная работа не является командировкой.
Надбавки и доплаты водителям
Порядок стимулирования при разъездной работе Отдельное стимулирование работника, выполняющего разъездную работу, нормами ТК РФ также не предусмотрено. При желании же стимулировать своих сотрудников, находящихся в разъездах, администрации организации, согласно требованиям статей 57 и 168.1 ТК, необходимо соблюсти следующий порядок:
- Во внутренних документах организации необходимо указать перечень должностей сотрудников, чья работа носит разъездной характер, а также порядок и размеры выплаты им соответствующих надбавок.
- Указание на разъездной характер деятельности должно содержаться в трудовом договоре с таким сотрудником.
При соблюдении приведенных условий работодатель вправе выплачивать соответствующие надбавки.
Конкретные размеры выплат определяются также администрацией организаций.
Вход на сайт
Механизм доплат, надбавок и компенсаций
Доплата за классность водителям
Доплаты водителям за разъездной характер работы
В условиях многообразных форм собственности размер и условия выплаты стимулирующих доплат и надбавок (за высокую квалификацию, профессиональное мастерство, работу с меньшей численностью и т.д.) определяются предприятиями самостоятельно при заключении коллективных договоров и производятся в пределах имеющихся средств. Государством законодательно регламентируется лишь минимальный размер надбавок, компенсаций и доплат, которые наниматель обязан предоставить работникам.
Нанимателю предоставлено право самостоятельно совместно с профсоюзами исходя из собственных доходов в коллективных договорах определять перечень, размер и условия выплаты надбавок, компенсаций и доплат.
Как устанавливаются надбавки водителям?
Кому из рабочих устанавливать такие надбавки, решает наниматель. Однако исходя из сложившейся практики такие надбавки устанавливаются рабочим, имеющим 3-й разряд и выше.
При определении размеров таких надбавок можно ориентироваться на размеры, установленные для организаций, финансируемых из бюджета, а именно: для рабочих 3-го разряда —12% его тарифной ставки, 4-го — до 16%, 5-го — до 20%, 6-го — до 24%, 7-го — до 28%, 8-го — до 32% тарифной ставки. Надбавки за высокие достижения в труде, сложность и напряженность труда устанавливаются руководителям, специалистам и служащим.
Их размеры определяются в зависимости от личного вклада конкретного работника в результаты труда подразделения или коллектива предприятия в целом. Надбавки руководителям устанавливаются вышестоящим органом управления.
Оплата труда водителей грузовых и обычных автомобилей
Как уже было отмечено, стимулирующие выплаты могут осуществляться в виде доплат, надбавок и компенсаций. Доплаты призваны обеспечить возмещение дополнительных затрат труда, вызванных объективными различиями в условиях и тяжести труда. Надбавки стимулируют добросовестное отношение к труду, повышение квалификации, интенсивности труда, выполнение трудовых обязанностей в определенных условиях, а также проявление инициативы при выполнении поручений и заданий. Компенсации дают возможность частично компенсировать потери в заработке, вызванные причинами, не зависящими от предприятия (например, рост цен на товары, коммунальные услуги и т.п.).
При изготовлении продукции, признанной бракованной не по вине рабочего, вся бракованная продукция оплачивается как годная. Брак, допущенный рабочим, оплате не подлежит. Доплаты и надбавки второй группы можно разделить следующим образом. Доплаты и надбавки, носящие стимулирующий характер: ■ за совмещение профессий (должностей) и исполнение обязанностей временно отсутствующего работника; ■ за расширение зон обслуживания или увеличение объема работ; ■ рабочим за профессиональное мастерство; ■ специалистам за высокие достижения в труде, сложность и напряженность труда; ■ бригадирам, не освобожденным от основной работы.
Приложением 1 к постановлению Министерства труда Республики Беларусь от 21.01.2000 N 6 «УСЛОВИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА, ОБЩИЕ ДЛЯ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ, ФИНАНСИРУЕМЫХ ИЗ БЮДЖЕТА И ПОЛЬЗУЮЩИХСЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ДОТАЦИЯМИ (ЕСЛИ ИНОЕ НЕ ПРЕДУСМОТРЕНО ОТРАСЛЕВЫМИ УСЛОВИЯМИ ОПЛАТЫ ТРУДА)» установлено:…1.7. водителям грузовых и легковых автомобилей, автобусов выплачиваются ежемесячные надбавки за классность: водителям 2-го класса в размере 10 процентов и водителям 1-го класса — 25 процентов установленного тарифного оклада за отработанное время в качестве водителя;1.8. водителям служебных легковых автомобилей за особый характер работы устанавливается доплата в размере до 25 процентов тарифного оклада за отработанное время;(в ред. постановления Минтруда и соцзащиты от 06.02.2006 N 15)1.9.
Доплата водителю за особый характер работы
Выделяют доплаты за труд: Подписывайтесь на нашканал в Яндекс.Дзен! Подписаться на канал
- сверхурочно;
- в выходные дни;
- ночью;
- на вредных производствах;
- в особых климатических условиях и т. д.
К отличным от нормальных условиям необходимо отнести и разъездную работу, так как большую часть рабочего времени в этом случае сотрудник проводит в дороге, что само по себе представляет дополнительную нагрузку. Особенность регулирования разъездных работ состоит в том, что в отличие от вышеперечисленных ситуаций (работы сверхурочно, в особых климатических условиях и т. д.) специальных доплат или надбавок именно за разъездную работу ТК РФ не предусматривает. Статья 168.1 ТК лишь указывает на то, что администрация организации обязана возместить расходы работника (на транспорт, проживание, питание и т.
Эксперт: Доплата водителю за второй автомобиль
Стоит ли понимать эту норму так, что такой режим работы не может устанавливаться водителю автобуса, ведь транспортное средство, которым он управляет, не является легковым автомобилем?
Её принципы регламентируют само понятие поощрения работников за их трудовую деятельность и порядок назначения премий или иных дополнительных доплат, в том числе и за классность водителей.Вышеозначенные статьи ТК РФ являются основными, на которые следует ориентироваться как сотрудникам, так и работодателям в рассматриваемом вопросе.
За опыт работы и профессионализм в управлении автомобилем работникам присваиваются классы, которые предполагают доплаты водителям к зарплате. Как происходит начисление, в каких размерах, а также при каких условиях, читайте в нашей статье.
Водители автомобиля за какой дополнительный объем устанавливается доплата
Состав и продолжительность подготовительно — заключительных работ, включаемых в подготовительно — заключительное время, и время проведения медицинского осмотра водителя устанавливаются работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом (например, при разработке коллективного договора или внутреннего трудового распорядка), а при их отсутствии — по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре (контракте) или приложении к нему.
Порядок совмещения определен в статье 60.2 Трудового кодекса РФ. Запрета на установление совмещения совместителям законодательство не содержит. Таким образом, совместителю можно установить совмещение в общем порядке. Исключение составляют случаи, когда действует общий запрет на совмещение должностей.
Согласны, оснований для выплаты доплаты за ненормированный рабочий день, действительно, нет. Ведь в этот период водителя не привлекают к труду сверх нормальной продолжительности рабочего времени.
Сдельная оплата рассчитывается, согласно сдельных расценок, по следующим критериям:
- за пройденное расстояние (км),
- пассажирообъём (Vп),
- тонны (т),
- тонно-километры (ткм).
Расчет оклада с учетом повышений для данного случая осуществляется по формуле : Повышение за стаж работы в отрасли 8 лет составляет 15% .
Журнал «ВСЕ о ТРУДЕ и ЗАРПЛАТЕ» Под расширением зоны обслуживания (увеличением объема работ) понимается выполнение работником наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительного объема работ по одной и той же профессии или должности.
Уровень ставок при сверхурочной работе следует прописать в трудовом договоре. В настоящее время на каждом предприятии бухгалтерский учет ведется в 1С.
Следовательно, надбавка за классность и доплата за ненормированный рабочий день начисляются за все дни (часы), которые по табелю являются отработанными на должности водителя.
Доплата водителю за второй автомобиль
- Расчет сдельной заработной платы водителей
Водители – это особая категория сотрудников, работа которых носит разъездной характер, не считающийся командировками (статья 166 ТК РФ). В соответствии со статьей 168 ТК РФ, работодатель обязан возмещать все расходы, произведенные в пути и согласованные внутренними нормативными актами, оплачивать работу по тарифным ставкам и производить доплаты в зависимости от классности сотрудника (пункт 3.5 Федерального отраслевого соглашения). Вам понадобится
- — калькулятор или компьютер с программой 1С.
При этом специалисты этого министерства утверждают, что фактически отработанным водителем временем считаются «часы, проставленные в табеле учета рабочего времени». Если водитель в рабочее время находился на работе, но не выезжал, то надбавку за классность за эти часы не выплачивают, поскольку при выполнении других видов работ классность не требуется.
Дело в том, что при расчете среднего заработка для этого пособия была учтена надбавка, не закрепленная в локальных актах Общества и в трудовом договоре с сотрудницей, а лишь упомянутая в штатном расписании. В результате ФСС только частично возместил Обществу расходы на оплату «декретных», а остальное работодателю пришлось платить из собственного кармана.
Как оформить доплаты и надбавки к зарплате водителей, установленные по инициативе организации? У нас у водителей легковых автомобилей за ненормированный рабочий день установлена ежемесячная доплата в размере 20% за фактически отработанное время, а так же 3 дня к отпуску.
Оплата труда водителей: рассматриваем особенности
Его обладатель должен уметь управлять легковыми и грузовыми автомобилями и автобусами всех типов и марок, отнесенными к категориям транспортных средств «B», «C», «D» и «E».
Руководители государственных органов устанавливают водителям служебных легковых автомобилей, а также водителям микроавтобусов с числом мест для сидения не более 17, включая место водителя, обслуживающим указанные органы, доплату за особый характер работы в размере до 50% их тарифных окладов за отработанное время. Остановка для кратковременного отдыха водителя предусматривается после первых трех часов непрерывного управления автомобилем и ее продолжительность составляет не менее 15 минут. В дальнейшем остановка такой продолжительности предусматривается не более чем через каждые 2 часа.
Оплата труда водителей грузовых и обычных автомобилей
Работодатели вправе самостоятельно устанавливать надбавки за классность водителям грузовых, легковых автомобилей и автобусов.
Его нормы распространяются также и на водителей, занятых обслуживанием органов исполнительной власти и местного самоуправления. Пунктом 2.10 Положения № 340 указано: водителям легковых автомобилей (кроме такси) в случае необходимости может устанавливаться ненормированный рабочий день, т.
Надбавка за классность утверждается руководителем предприятия в виде фиксированного коэффициента. Доплаты и надбавки — дополнительная оплата труда работников Положение не должно нарушать нормы и стандарты, утвержденные законодательством РФ. Более подробно об общих принципах разработки Положения вы можете прочитать в моей статье.
Инструкция 1 При приеме на работу водителя заключите трудовой договор, в котором подробно укажите условия и оплату труда. Согласно трудовому законодательству, рабочая неделя водителей не может быть больше, чем 40 часов в неделю.
Как оформить доплату водителю?
Данный вид вознаграждения выгоден специалистам по управлению ТС, которые за сравнительно оптимальный промежуток времени выполняют трудоёмкие и направленные на результат транспортные работы.Уровень ставок при сверхурочной работе следует прописать в трудовом договоре.
Но если быть объективными, то нормативными документами предусмотрено, что надбавку за классность устанавливают за «фактически отработанное время», а не за «время, отработанное в качестве водителя». В должностные обязанности водителей входит не только лишь вождение автотранспортного средства: водитель ежедневно должен проверять техническое состояние автотранспортного средства, обеспечивать исправность оборудования в соответствии с требованиями стандартов, касающихся безопасности дорожного движения и охраны окружающей среды, выполнять работы по ежедневному техническому обслуживанию, а также устранять технические неисправности, возникающие при работе автотранспортного средства, и пр.
Квалификация работнику присваивается только после прохождения соответствующей подготовки, которая проводится в обучающем центре за счет работодателя. После обучения ему выдается удостоверение, в котором есть специальная пометка. Она определяет вид транспортного средства, которым разрешено управлять. Самая низкая квалификация может быть присвоена гражданину после профессионального обучения при первом трудоустройстве. Квалификация водителя 2-го и 1-го классов присваивается квалификационной комиссией транспортного предприятия. Частота перерывов в управлении автомобилем для кратковременного отдыха водителя и их продолжительность указывается в задании по времени на движение и стоянку автомобиля.
Доплата за классность водителям
Водителям служебных легковых автомобилей за особый характер работы устанавливается доплата в размере до 25% тарифного оклада за отработанное время (подп.
Например, руководитель организации не может совмещать должность главного бухгалтера в кредитной организации (ч. 2 ст. 276 ТК РФ, ст. 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Вопрос из практики: можно ли совместителю установить работу в режиме совмещения Да, можно.
Классность водителей имеет три ступени:
- III класс – водитель, начинающий свой трудовой стаж;
- II класс – водитель, имеющий водительское удостоверение на управление ТС «B», «C», «E» и/или «D» категорий, а также, как минимум, беспрерывный трёхлетний водительский (III класса) стаж работы на данном предприятии;
- I класс – водитель, имеющий водительское удостоверение на управление ТС «B», «C», «D», «E» категорий, а также, как минимум, беспрерывный двухлетний стаж работы водителем II класса на данном предприятии.
Этот класс влияет только на размер страховых отчислений и никак не может оказывать воздействие на размер доплат за классность и учитываться в трудовых взаимоотношениях в целом. Доплата за классность водителям в 2018 году в России Как было упомянуто ранее, прямых оснований для обязательного проведения доплаты за классность водителям в 2018 году в России не предусматривается.
Расширение зоны обслуживания (увеличение объема работ) вводится для работников, как правило, при увеличении объема хозяйственных операций на предприятии (например, при введении дополнительных видов деятельности, увеличении поставок сырья и т.
Поэтому, если водитель на работу пришел, но не выезжал, а выполнял другую работу, предусмотренную его должностными обязанностями, или простаивал, то этот период считается им отработанным. И свою «классность» он при этом не утрачивает.
Размер надбавки составит 14,69 руб. (146,89 х 10%). Условием определено, что водителю установлена доплата за особый характер работы в размере 25% от тарифного оклада .
Доплата за разъездной характер работы водителям (обязательна), оплата суточных
Каждый человек в определенный период времени достигает того возраста, когда необходимо задуматься об официальном трудоустройстве. Оформление необходимо для того, чтобы в последующем получать достойную пенсию, да и просто заработную плату в установленный срок. Однако 30% наших мужчин предпочитают разъездной характер работы, возможно ввиду любви к автомобилям и дороге или же просто потому что других подходящих вакансий нет. Но мало кто из официально трудоустроенных граждан знает, что кроме официальной заработной платы работник имеет право на компенсацию за разъездной характер работы. О сумме компенсации, о методах оформления и кому она положена мы поговорим в рамках данной статьи.
Кому полагается компенсация?
Трудовой кодекс в свих разделах имеет такой термин как разъездная работа, однако точного понятия что это такое нет. Судебные заседания, которые состоялись по инициативе путешествующего работника практически всегда занимало сторону работника, который выполнял свою трудовую деятельность вне офиса.
Доплатой за разъездной характер работы называют материальную помощь от работодателя, которая компенсирует постоянное место работы, а именно разъезды. Кроме этого эти выплаты не должны облагаться налогом, которые ежемесячно уплачивает организация, а работников, которые трудиться.
Министерство финансов выдвинуло ряд тех профессий, которые имеют право на получение компенсации, в том случае если официально трудоустроены. К ним относят:
- Водителей, в том числе и дальнобойщиков, которые перевозят груз на дальние расстояния;
- Экспедиторы – те работники, которые сопровождают водителей грузов;
- Работники логистики, которые связаны с постоянными переездами.
Несмотря на то, что профессии выше зачастую бывают внебюджетными организациями, например, руководитель относиться к обществу с ограниченной ответственности или же индивидуальному предпринимателю в бюджетной сфере тоже есть примеры таких профессий:
- Фельдшеры и их сопровождающие (водитель, медицинская сестра);
- Сотрудники поста поджарой службы, которые выполняют свою работу там, где локализован пожар;
- Служащие полиции, сюда относят и ДПС, и ППС и других, которые, иногда не зная дня и ночи охраняют наш покой.
Однако в отличии от ООО и ИП в государственных структурах имеется собственное положение, который регламентирует начисление компенсации.
Из чего состоит компенсация?
Денежные средства, именуемые компенсацией, состоят из затрат, связанных с качественным исполнением трудовых обязанностей:
- Расходы на транспортировку (бензин, ремонт, мойка автомобиля);
- Расходы на проживание, иногда случаются такие обстоятельства, при которых гражданин не может осуществить разгрузку в данный момент, в таком случае он может поставить машину на стоянку, а сам переночевать в гостинице или отеле. Однако зачастую дальнобойщики ночуют исключительно в автомобиле, так как за груз, который находиться в ней отвечают сами.
- Питание, дальнобойщик должен хорошо питаться, соответственно не только быть на перекусах;
- Оплата телефона. Практически в каждой большой компании имеется корпоративная связь, которой можно пользоваться всем работникам, в том числе и дальнобойщику.
Все вышесказанные компенсации имеют место быть в том случае если гражданин официально трудоустроен и имеет подтверждение вышесказанных трат (чеки).
Надбавка
В соответствии с трудовым законодательством имеется такой вид надбавки, который начисляется в том случае если гражданин осуществляет трудовую деятельность в иных условиях (в данном случае это разъезды) как:
- Сверхурочно – в том случае если гражданин работает сверх той нормы, которая ему наделена в месяц или же день;
- В особые климатические условия, если связать это с дальнобойщиком, то это может быть такой пример: работник проживает и работает в жарких условиях, вдруг его работа необходима там, где постоянно холодно;
- В выходные дни – в случае если определенный день выпадает на выходной, а необходимо работать в это время;
- Ночные смены.
Так как разъездной характер работы — это постоянные поездки, не считая дня или же ночи, то здесь безусловно положена компенсация. К сожалению, в законодательстве отсутствует точная или же примерная сумма денежных средств, которая может считаться компенсацией за разъезды, поэтому иногда сложно доказать, что гражданин действительно имеет право на компенсацию.
Однако работодателями применяется обще сказанная формула, сколько времени лишнего провел дальнобойщик за рулем умножают на сумму оплаты в день, конечная сумма и является компенсацией, расскажем на примере:
Петров П.П. работает дальнобойщиком в ООО «Мальта» 5 лет. Его работа заключается в том, чтобы перевозить грузы от одного места до другого, график его работы 15/15. Соответственно гражданин трудоустроен как вахтовый, так как он 15 дней работает, остальные дни отдыхает, его заработная плата составляет 47 000 рублей. Совсем недавно у него уволился напарник и он вынужден был работать 30 дней и отдыхать всего 15. Кроме заработной платы двойном размере (94 000 рублей) он имеет право на компенсацию, которая будет равна 23 500 рублей.
После официального оформления данная сумма должна поступить на счет гражданина Петрова.
Особенности разъездной работы
Зачастую люди путают некоторые профессии, которые предполагают разъезды и требуют компенсации от руководителя, который толком об этом ничего не знает.
Одним из самым выдающихся примеров является командировка и работники, которые бывают командировках думают, что им положена компенсация, однако нет:
- Командировка подлежит дополнительной уплате денежных средств кроме самой заработной платы, поэтому именно командировочные уже можно считать компенсацией за вынужденную смену обстановки;
- Командировка выдается на определенный срок, которые строго прописан в путевом листе.
Одной из понятного отличия от разъездной работы является отсутствием постоянного рабочего места, а именно, например, дальнобойщик приехал забрал груз и уехал, затем привез груз и поехал за другим. У него нет своего рабочего места, куда бы он мог прийти и осуществлять трудовую деятельность после того как доставил или же забрал груз.
Типичные ошибки
Ошибка №1: Гражданин работает не официально и претендует на выплату компенсации
Комментарий: К сожалению законодательством не запрещено трудоустройство, которое подразумевает неофициальное оформление. Это одна из распространенных нарушений, так как важным условием является трудоустройство официально. Профессия дальнобойщик не может быть подработкой, поэтому должна оплачиваться не только заработная плата, но и компенсация если таковая должна быть.
Ошибка №2: Руководителю выгодно не оплачивать компенсацию, правда ли это утверждение?
Комментарий: Достаточно спорное мнение о том, что руководителю выгодно не производить компенсацию за разъездной характер работы.
Распространенные вопросы
Вопрос №1: Регулируется ли выплата компенсации на законодательном уровне, если дальнобойщик работает свыше той нормы (в часовом периоде), которая была ему озвучена и прописана при трудоустройстве?
Ответ: Да, за данную компенсацию отвечает полностью Трудовой кодекс Российской Федерации, соответственно если график работы не соответствует действительности, то гражданин имеет право на получение компенсации, которая частично или полностью покроет ненормированный ми разъездной график работы.
Вопрос №2: Можно ли самостоятельно определить норму компенсации?
Ответ: В законодательстве отсутствуют к сожалению нормы, которые должны быть в любом случае оплачены сотруднику, который выполняет свои трудовые обязанности честным трудом. Соответственно нет определенной цифры, которая бы была нормой для оплаты компенсации дальнобойщику. В среднем применяет такая формула как: стоимость одного рабочего дня умноженная на количество дней компенсации. Однако стоит отметить, что не всегда заработная плату является официальной, поэтому прежде чем устраиваться на работу следует уточнить график работы, оплату и дату официального трудоустройства.
Мнение эксперта
К сожалению, несмотря на присутствие понятия разъездной характер работы оно полностью размыто. Отсутствие нормы, которую можно было бы сосчитать как компенсацию приводит к обращениям в трудовую инспекцию и судебные заседания, где безусловно при наличии доказательств будет принята сторона инициатора суда. В настоящее время имеется законопроект на рассмотрении, который бы обозначит минимальную норму компенсации за один день 1500 рублей, однако следует отметить, что он только на рассмотрении и будет ли он принят неизвестно.
Руководитель Государственной инспекции труда в городе Москва Губин Сергей Юрьевич
Заключение
Если льгота или же компенсация положена гражданину, то совсем не стоит от этого отказываться. На вид может показать небольшой сумма, а если умножить на несколько месяцев, то может стать достаточно весомой цифрой. Стоит отметить, что все компенсации и льготы носят заявительный характер, соответственно если гражданин официально не передал свое желание в письменном виде прикрепив к нему необходимые документы, то право на получение отсутствует. В случае если документы переданы и проверены специалистом, то в следующем месяце или по приезду компенсация должна быть начислена в соответствии с законодательством.