Где взять разрешение на демонтаж поребрика и тротуара?
Замена бордюров на дорогах
Со временем эксплуатации дорожного полотна изнашиваются бордюры. Наша статья посвящена тому, как проводится работа по замене бордюров на дорогах Особое внимание уделим технологии замены бордюров на дорогах, что нужно знать рядовому человеку, который решит собственноручно заменить ограждение дороги на своем участке.
Что такое бордюр?
Как бы его не называли, все-таки бордюр по классификации «дорожников» относится к декоративному элементу дороги, позволяющий сделать красивое и ровное ограждение покрытия. Кроме того, бордюр относится к разделительным элементам дорог, отделяя автомобильную часть от пешеходной либо озелененной зоны. Еще одна функция поребриков – это защитная, мало кто о ней упоминает, но бордюр ограждает тротуары от попадания грязи от проезжающих авто.
Состоит бордюр из металлического основания (каркаса) изготовленного из стальных прутьев, внешне залитых бетоном. Форм поребриков огромное количество в зависимости от предназначения, больших размеров для автомобильных дорог, не много меньше для разделения тротуаров и зеленых зон в парках и скверах. При изготовлении отталкиваются от веса, если масса одного элемента достигает более 45 кг, тогда в каркас приваривается специальная стропильная проушина, чтобы можно было поднять краном. Небольшие бордюры кантуют вручную при помощи специальных подъемников.
ПРИМЕЧАНИЕ
Установленный правильно бордюрный камень повышает безопасность и привлекательность дороги.
Когда требуется работа по замене бордюров на дорогах?
Демонтаж старых элементов дорожного покрытия может выполняться по нескольким причинам:
- Просадка покрытий вблизи самого бордюра. Сложно провести работы по восстановлению без демонтажа камня.
- В ситуациях, когда кладут еще один слой асфальтового или любого другого покрытия, повышая высоту полотна. В таких случаях необходим демонтаж, с последующим поднятием уровня «подушки» до необходимой высоты.
- Сейчас во многих городах стараются уделить внимание изменению стиля и дизайна улочек, особенно это заметно в старых городах. В таких случаях может потребоваться замена бордюров на аналогичные, но уже другой формы или размеров, учитывая новый стиль и предпочтения.
ПРИМЕЧАНИЕ
Неправильно подобранные бордюры могут кардинально преобразить стиль и архитектуру города. Подобные эксперименты проводили в Европе, однако после негативных заключений историков, в старых частях городов от такой практики отказались.
Для удаления старых элементов понадобится специализированный инструмент, без которого сложно выполнить эту работу качественно. В дорожных службах на вооружении имеется грунторез, которым в отведенных местах делается надрез полотна параллельно от бордюра.
ПРИМЕЧАНИЕ
Важно, чтобы глубина прорези соответствовала высоте самого камня иначе можно нарушить целостность всего покрытия.
Прорезь делается на расстоянии не менее 10-15 см. от камня, в конкретных случаях может отличаться исходя из размеров элементов. Как уже выяснили, глубина прорези соответствует высоте бордюра, это делается для того, чтобы в последующем надежно и качественно установить новый элемент и обеспечить герметизации с остальным полотном.
Кроме того, нужно обкопать и с обратной стороны бордюра, убрав в ширину порядка 20 см. грунта или насыпи. Глубина копки должна быть на 10-15 см. ниже, чем установлен поребрик. Это позволит качественно подготовить подложку под новый материал.
Подготовка основания
После окончательного удаления старого бордюра, нужно осмотреть место установки. Обратите внимание, какая подложка была использована ранее. Как правило, встречается три типа «подушки»:
Перед компоновкой нового элемента на грунт, проверьте его плотность. Узнать это можно просто ударив по земле ручной трамбовкой. Если земля плотная, можно приступать к формированию новой подложки. Для «подушки» рекомендуется использовать чистый песок (без примесей) или щебень с фракцией ни в коем случае не более 10 мм. В противном случае, спустя время, может даже и месяца не пройдет, бордюр провалится.
Учитывайте, что в местах, где предполагается высокая нагрузка на основание, нужно делать более весомую подложку, к примеру, из бетона. В таком случае установка будет намного крепче и долговечней. Но, есть некоторые особенности установки на такое основание. Высота «подушки» рассчитывается исходя из ГОСТа, который предполагает высоту борюда от 10 см. В таком случае «подушка» должна быть не менее 4 см.
Установка новых камней
На площадку ремонта материал привозится специальным манипулятором, так как элементы массивные. Ручное кантование допустимо только элементов, вес которых не превышает 25 кг. После подготовки подушки или заливки бетона, манипулятор ставит бордюр в место установки. Далее с помощью ломов или специального ручного подъемника рабочие двигают его, выставляя по контуру.
В случае, когда происходит бетонирование камней, нужно учесть что требуется оставить отступ между покрытием и бордюром, шириной 5 см. С обеих сторон заливают на уровень не выше 5 см. до основного полотна. В некоторых случаях даже меньше, если в последующем предполагается формирование монолитного полотна. Когда формируется полностью бетонное покрытие, без последующего асфальтирования, бетон выравнивается с остальным полотном.
ПРИМЕЧАНИЕ
Не забывайте, что с тыльной стороны бордюра, заливку нужно делать не выше 5-7 см от верхнего слоя грунта. Тем самым вы оставляете место для засыпки плодородного слоя земли, восстанавливая естественную среду, особенно это касается парковых зон.
Восстановление обочины и дороги
Опыт последних лет дает четкое понимание, что использовать на таких работах необходимо именно литой асфальт. Он способен надежно и герметично закрыть место повреждения и стать единой «доской» со всем покрытием.
Перед тем, как должна проводиться работа по замене бордюров на дорогах, требуется в обязательном порядке обработать соприкасающиеся поверхности, как бордюра, так и «подушки» специальным раствором из битума слабой консистенции. После этого, производится укладка материала при помощи ремонтера и кохера. Асфальт аккуратно заливается в пространство между декоративным элементом и остальным покрытием. Закладка происходит с помощью обычных лопат либо поддается напрямую из специального «короба» машины, однако в таком случае, все равно обойтись без лопаты не удастся, нужно равномерно распределить материал. Чтобы избежать появления пустот и трещин, после укладки строители в несколько приемов проходят участок виброплитой. Она позволяет утрамбовать асфальт и сделать единую монолитную структуру, без пустоты.
Вместо асфальта могут использовать еще и бетон, однако необходимо учитывать тот факт, что заливка пространства между полотном и новым бордюром, выполняется бетоном, только если остальное полотно состоит из такого же материала.
Восстановление обочины также является обязательной, весь грунт, изъятый во время ремонта, должен быть возвращен и утрамбован виброплитой.
Как видим, работа по замене бордюров на дорогах достаточно простая по технологии, но нужно все-таки знать особенности и понимать саму технологию. Учитывая, что работа по замене бордюров на дорогах особой сложности не представляет, для её выполнения редко привлекается более трех или четырех человек. Также к ним в помощь направляется специализированная техника, оснащенная манипулятором для подъема и установки бордюрных камней большой массы.
Замена бордюров (поребриков) на дорогах
В процессе эксплуатации дорог различного типа и назначения постепенному износу подвергается не только верхнее покрытие, но и бордюр, устанавливаемый по обеим сторонам проезжей части. Своевременная замена этих конструкций является важной частью обслуживания городских инженерных сооружений, поскольку от правильной установки и целостности бордюров во многом зависит не только внешняя привлекательность автомобильной дороги, но и уровень безопасности при ее использовании.
Что такое бордюр (бордюрный камень)?
Под бордюром принято подразумевать специальные бортовые камни, которые производятся из тяжелого или мелкозернистого бетона и устанавливаются вдоль дорожного полотна, вплотную примыкая к боковым сторонам проезжей части. В большинстве случаев внутренняя конструкция таких изделий предусматривает наличие каркаса из арматуры, что обеспечивает дополнительную прочность и повышенную стойкость к нагрузкам.
Функционально бордюрные элементы выполняют следующие функции:
- Ограждение тротуаров и пешеходных дорожек от проезжей части, ландшафтных объектов, клумб и прочих территорий.
- Обеспечение дополнительной защиты от осыпания грунта, размывки обочины.
Бордюр в современной городской среде
Одной из важных задач в рамках программы формирования комфортной городской среды является комплексное благоустройство территорий, предполагающее выполнение ряда работ по реконструкции общественных пространств и других объектов.
В реализации этих целей далеко не последнюю роль играют бордюры, поскольку этот элемент имеет важное декоративное значение для оформления автодорог и при зонировании различных ландшафтных пространств и объектов.
Бордюрные камни представлены несколькими типами изделий (дорожные, садовые, магистральные), а также различаются по форме блока и размеру. Благодаря этому можно подобрать бортовые элементы, идеально соответствующие целям и задачам выполняемых работ.
Разница между бордюром и поребриком
Невзирая на существующую противоречивость мнений, между поребриком и бордюром нет никакой разницы, поскольку отличие заключается только в названии, а в качестве строительного материала всегда используется один вид строительно-дорожных материалов — бордюрный камень. Стоит отметить, что в ГОСТе эта категория дорожных барьеров обозначается исключительно термином бордюр, а определение поребрик там не встречается вовсе.
Согласно наиболее распространенной, но не подтвержденной официальными источниками версии, главное отличие между элементами обусловлено способом укладки бордюрного камня. Следуя этой теории, бордюр выступает в качестве разделительной, а не барьерной конструкции, поскольку укладывается заподлицо (на одном уровне) как с проезжей частью, так и с тротуаром, расположенными на одном уровне. Таким образом, конструкция определяет границы каждой из зон, но при этом не затрудняет процесс передвижения для пешеходов. Что же качается поребрика, то он не только разграничивает проезжие и пешеходные зоны, но и выступает в качестве барьера, поскольку возвышается над поверхностью дороги. Согласно требованиям стандартов поребрики, используемые в пределах населенных пунктов, не должны возвышаться над поверхностью более чем на 15 см, а в зоне автомагистралей эти показатели уменьшаются до 8 см.
В каких случаях требуется замена?
- Деформация старых элементов, вызванная механическими повреждениями или естественным износом. Невзирая на хорошую прочность, бордюры со временем подвергаются деформациям и нуждаются в замене.
- Усадка дороги или бордюров, вызванная ошибками в формировании основания.
- Проведение работ по облагораживанию территории, требующие установки элементов другой формы, цвета или размера.
- Увеличение толщины старого покрытия. Если в ходе ремонта на старое покрытие был уложен дополнительный слой асфальтирующего материала, то высота дороги неизбежно увеличивается. В большинстве случаев это требует дополнительного увеличения высоты бордюрных камней.
Удаление старых бордюров
Поскольку асфальтовым покрытием бордюры фиксируются только с одной стороны, дополнительно нужно осуществить обкопку блоков в зоне их примыкания к обочине. Приблизительная ширина обкопки составляет 20-25 см, при этом полученная траншея должна получиться на 5-10 см глубже нижней поверхности бордюра, что создает оптимальные условия для более эффективного выполнения подготовительных процессов, предшествующих установке новых бортовых камней.
По завершению обкопки бордюрный блок изымается вместе с отрезанной частью дорожного покрытия, после чего можно приступать к выполнению процессов по подготовке траншеи.
Подготовительные работы перед установкой
Перед установкой бордюра в траншее обустраивается подушка из чистого песка или щебня (фракция 5-10 мм). На участках, где предполагается повышенная нагрузка на бортовые элементы, возможна их фиксация на бетон, что обеспечивает более высокий уровень надежности крепления. Высота подушки рассчитывается исходя из необходимого уровня возвышения камня над дорожной поверхностью, что зависит от того, какими нормами регламентируется выполнение работ. Например, в ГОСТе (Р 52767-2007) прописано, что расстояние от верхней точки бордюра до асфальта должно быть 10 ± 1 см, а в случае использования стандартов РСН-88 этот параметр составляет до 8 см при обустройстве автомагистралей или до 15 см — при прокладке на дорогах, расположенных на территории населенных пунктов.
Установка новых бордюров
Если для фиксации применяется бетонирование, то между бордюрным камнем и обеими сторонами покрытия (дорога, обочина) оставляется пустое пространство (около 5-ти сантиметров), требуемое для заливки бетонного раствора. Высота заливки бетона зависит от того, какой тип покрытия будет укладываться впоследствии:
- Горячий асфальтобетон — на 5 см ниже покрытия.
- Литой асфальтобетон — уровень бетона на 1 см ниже дорожного покрытия.
При восстановлении бетонного покрытия предварительная заливка материала не выполняется. Сразу проводится полная заливка материала, а слой бетонной смеси разравнивается по дорожному покрытию. Со стороны обочины слой бетона должен быть ниже земляной поверхности или тротуарного покрытия на 3-5 см, что обеспечивает оптимальные условия для восстановления этой зоны.
Восстановление покрытия
При использовании асфальтобетона материал укладывается в зазор между дорогой и бордюрным камнем, после чего его тщательно разравнивают. Закладку горячих асфальтобетонных смесей осуществляют рабочие, укладывающие материал посредством лопат. После того, как смесь распределена по всей ширине полости, обязательно выполняется уплотнение слоя с использованием вибрационных плит или трамбовок.
Использование бетонных смесей для реконструкции покрытия допускается только в том случае, если верхний слой дороги изначально был выполнен из таких материалов. При выполнении работ бетон закладывается в пустой участок траншеи, после чего его поверхность разравнивается.
Для воссоздания обочины грунт, выемка которого была выполнена при удалении бордюров, засыпается обратно и уплотняется при помощи специального оборудования.
Рассказываем, как добиться ремонта тротуара 29791
Кто в ответе за разбитый тротуар? В чьи двери стучаться, чтобы добиться его ремонта? Каким должен быть идеальный тротуар? На все эти вопросы вы найдете ответы в нашей публикации. Образцы нужных заявлений вы найдете по ссылке.
Кто в ответе за разбитый тротуар? В чьи двери стучаться, чтобы добиться его ремонта? Каким должен быть идеальный тротуар? На все эти вопросы вы найдете ответы в нашей публикации. Образцы нужных заявлений вы найдете по ссылке .
ГОСТ требует, чтобы вдоль каждой дороги в населенном пункте был тротуар. Неважно, ходит там один человек в день или тысяча. Все требования к пешеходной дорожке перечислены в ГОСТе Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования».
ГОСТ регламентирует даже ширину тротуара: если он однополосный – минимальная ширина один метр. Если двухполосный – то 1,5 метра. Сколько полос должно быть – зависит от количества пешеходов. Если в час пик по дорожке проходит до 50 человек в час, то одна полоса. От 50 до 1000 человек в час – две. Каждая тысяча пешеходов в час добавляют еще одну полосу шириной не менее 75 сантиметров.
По ГОСТу тротуар должен быть по обе стороны дороги (но только, если и здания – с двух сторон). При односторонней застройке стандарт разрешает делать дорожку только на той стороне, где ходят люди.
![]() ![]() ![]() |
- Если администрация не ответила или ответ вас не устроил (проблема не решена) – жалуйтесь в прокуратуру.
В жалобе в прокуратуру опишите ситуацию и какие нарушения обустройства есть на тротуаре: посторонние предметы, ямы и прочее. Укажите, где расположены ямы. К заявлению приложите фотографии. В заявлении требуйте обязать администрацию устранить нарушения.
В заявлении сошлитесь на нарушения следующих законов:
3. Обращайтесь в суд.
Если прокуратура признает нарушения, то примет меры прокурорского реагирования вплоть до подачи иска в суд в отношении администрации. Если прокуратура этого не сделает, обратитесь в суд самостоятельно.
4. Пожалуйстесь в ГИБДД
Еще один способ решить проблему – направить жалобу в ГИБДД.
В соответствии с п.19 ч.1 ст.12 ФЗ «О полиции» на полицию возлагается обязанность по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения. Так как тротуары являются элементом дорог, то в некоторых случаях обращение в ГИБДД может помочь в решении проблемы.
Если асфальт не восстановлен после коммунальных работ
Проводимые коммунальщиками работы могут быть аварийными и плановыми . Плановые работы проводятся после получения ордера от администрации. В ордере описаны сроки проведения работ, в том числе сроки на восстановление благоустройства.
Если работы – аварийные, то подрядная организация должна полностью исправить нанесенные повреждения в трехдневный срок после завершения работ.
По зимнему варианту приведения территории в порядок коммунальщики должны:
– засыпать место проведения работ песком,
– уложить щебень и уплотнить его,
– поверх щебня уложить железобетонные плиты.
Эти работы коммунальщики сдают по акту в срок, определенный в соответствии с разрешением на производство земляных работ.
Навести окончательную красоту и восстановить все, что раскопали (уложить асфальт, тротуарную плитку, бордюры, поребрики, газоны, клумбы, иные участки озеленения), коммунальщики должны после окончания зимнего периода, но не позднее 15 мая .
В разных регионах этот срок отличается в зависимости от климата, конкретный срок указан в Правилах благоустройства населенного пункта.
В такой ситуации за восстановление покрытия тоже отвечает администрация, а не подрядчик. Поэтому, если пришла весна, а порядок на месте раскопок не навели, жаловаться нужно именно туда. Если результата нет – идите в прокуратуру.
Все необходимые образцы заявлений вы найдете в инструкции «Как добиться ремонта тротуара» на сайте «Центра защиты прав граждан «Справедливая Россия».