- Закон о микропредприятии
- Микропредприятие
- Определение
- Требования и критерии отнесения
- Достоинства
- Отчетная документация
- Льготы микропредприятию
- Проверки микропредприятий
- Трудовой договор
- О новых критериях микропредприятий. Особенности трудовых отношений с 2017 года
- Условия отнесения к микропредприятиям
- Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства
- Нововведения с 2017 года
- Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
- С изменениями и дополнениями от:
- ГАРАНТ:
- Малое предприятие: критерии отнесения в 2019-2020 году
- Критерии малого и среднего бизнеса
- Критерии малого предприятия 2019-2020 в таблице
- Микропредприятие: критерии 2019-2020 (таблица)
- Закон о микропредприятии
- Микропредприятие: понятие, критерии, отчетность
- Понятие микропредприятия
- Критерии микропредприятия
- Бухгалтерская отчетность микропредприятий
- Особенности бухгалтерского учета микропредприятий
- Кадровый учет для микропредприятий
- Статистическая отчетность микропредприятий
- Налоговые льготы для микропредприятий
- Микропредприятие
- Критерии микропредприятия
- Порядок расчета выручки
- В чем отличие микропредприятием от малого предприятия
- Информация о микропредприятии и Единый реестр Субъектов Малого и Среднего Предпринимательства
- Льготы для субъектов малого предпринимательства
Закон о микропредприятии
Микропредприятие
Финансовый эксперт с высшим экономическим образованием по специальности «Экономист-менеджер». Имею опыт работы в Сбербанке России. Более 7 лет консультирую читателей по финансовым вопросам.
Определение
Микропредприятие можно отнести и к другим уровням хозяйствующих субъектов (средний или крупный бизнес) в том случае, если были соблюдены все принятые законодательством границы по той или иной показательной величине.
Иными словами можно сказать, что данный термин означает небольшое собственное дело, которое приносит прибыль, и хозяин которого обязан платить все положенные налоговые пошлины: от полученного дохода, на полученную прибыль и остальные.
Стоит сказать, что нынешняя экономическая система в Российской Федерации состоит из больших промышленных и торговых предприятий, которые имеют широкую и развитую сеть по всей стране. Также значимую роль в экономике страны играют зарубежные брендовые компании, занимающие далеко не последнее место в сетке развития экономической структуры.
Величина денежного оборота подобных организаций может быть равна сумме бюджета некоторых государств, относящихся к категории третьего мира, а число сотрудников может равняться несколько сотням тысяч человек. Производственный баланс подобных предприятий определяется сотнями тысяч в европейской валюте, а товары, выпускаемые данными организациями, переходят количество миллиона штук за один отчетный период.
Находясь среди таких «мастодонтов» на экономическом рынке малый бизнес, при рассмотрении его как отдельную экономическую ячейку, представляет собой рыночную единицу, которая не видна на графике развития мировой экономике в целом. Но если несколько однотипных предприятий связать в одну рабочую цепочку, то можно увидеть небольшой скачок развития в экономической сфере.
Именно поэтому сегодня государство старается сделать все возможное, чтобы развивать малый бизнес было менее проблематично. Создаются определенные комитеты для поддержки малого бизнеса, а также уделяется большое внимание юридической составляющей.
Итак, как было сказано выше, микропредприятие – это определенный вид деятельности, занимающий ячейку малого бизнеса. По закону данный вид бизнеса не должен иметь выручку, исчисляемую за годовой период, и баланс с активами больше 120 миллионов рублей. Численность рабочего персонала на микропредприятии не должна превышать 15 человек за год.
Требования и критерии отнесения
Помимо этого, нужно учитывать, что в подобном бизнесе учитываются все формы неликвидных активов, которым государственный аппарат уделяет особое внимание, опираясь на размер и величину организации.
Согласно этому, любое небольшое предприятие с малым числом сотрудников и небольшим денежным оборотом может быть приравнено к микропредприятию. Но если оно при саморазвитии и дальнейшей реализации перешагнет через какой-либо показатель, превысив его, то сможет потерять имеющийся статус и все льготы, которые были предоставлены на государственном уровне.
Получается, что для того, чтобы стать микропредприятием, необходимо:
- не превышать число 15 сотрудников за годовой период;
- не превышать денежный оборот за год в количестве 120 миллионов рублей;
- общая часть при участии в благотворительности, государственных фондах, муниципалитетах и т.д. в уставном капитале не должна быть больше 25%.
Сегодня государственный аппарат Российской Федерации с большой ответственностью и должным вниманием относится ко всей юридической направленности, касающейся малого бизнеса. Проводится доскональная и точечная проверка всех показателей и отчетных величин. Также создаются специальные условия, которые необходимо постоянно выполнять для того, чтобы своевременно получить или сохранить имеющийся статус микропредприятия. Все эти действия и мероприятия согласуются, регулируются и контролируются на государственном уровне, согласно действующему законодательству.
К примеру, число иностранных учредителей в организации (это касается физических и юридических лиц) не должно превышать 25%. Но, если учредителями являются зарубежные фирмы, действующие на уровне малого бизнеса, то данное число может быть увеличено до 49%. В нынешнее время данный фактор проходит тщательную проверку из-за введенных антироссийских санкций.
Подобные компании могут относиться и к малому и к среднему бизнесу при условии, что основные задачи характеризуются на реализации интеллектуальной деятельности в человеческую жизнь. Стоит отметить, что исключительное правообладание подобными разработками и их результатами обязаны находиться в руках соучредителей фирмы.
В основном, при оформлении микропредприятия его учредитель получает значительное количество положительных моментов, которые являются гарантом успешного начала деятельности.
Первоначальный этап заключается в том, что всегда существует вероятность риска, и никто не может гарантировать успех предприятия на его начальном этапе – все зависит исключительно от учредителя и его «чутья». Но государству в последние годы стало выгодно развитие малого бизнеса, поэтому оно старается всеми возможными способами оказывать поддержку на начальном этапе и не только.
Достоинства
Самым положительным аспектом является факт пониженной налоговой ставки в размере 9%, которая объединяет:
- налоговую величину с доходов физических лиц;
- выдачу денег на обязательное медицинское и пенсионное страхование;
- государственную пошлину за рисковые ситуации в предпринимательской деятельности;
- налоговую величину с общего дохода организации.
Микропредприятие представляет собой термин, который, в первую очередь, носит юридический характер. Конкретное определение микропредприятию дает Федеральная налоговая служба Российской Федерации. И только после предоставления данного статуса компания, основываясь на существующих формальных отчетах, может быть вписана в налоговый реестр малого и среднего бизнеса.
Получается, чтобы получить статус «микропредприятие» компания должна присутствовать в подобном реестре и попадать под данную категорию малого бизнеса. Огромным плюсом здесь является то, что бюрократия здесь полностью исключается.
Чтобы выяснить, содержится ли та или иная конкретная фирма в налоговом реестре, нужно ввести в поисковую строку на официальном сайте Единого реестра субъектов малого и среднего бизнеса Российской Федерации данные по своей компании (название или ИНН). Если данные по компании на сайте не были найдены, то следует обратиться за помощью в
Инспекцию федеральной налоговой службы там, где была создана компания. Также, при указании реквизитов компании на официальном сайте налоговой службы, можно найти ссылку, которая ведет к странице с полной информацией о компании.
Отчетная документация
В последнее время государственный аппарат принял указ о разрешении предоставлять отчетную документацию в виде упрощенного бухгалтерского баланса для микропредприятия. Но заранее был оговорен факт того, что подобный «легкий» отчет могут сдавать лишь представители малого предпринимательства.
Подобное решение было положительно принято небольшими организациями, потому что отчетные величины организаций за 2017 год имеют небольшие отличия от величин, полученных несколькими годами ранее. Организация имеет право самостоятельно принимать решение в каком виде предоставить отчет: в полном объеме или в упрощенном виде.
Обычно, микропредприятия выбирают второй вариант. Подобный вид деятельности привносит в малый бизнес большое значение, поскольку даже такие малые предприятия заносятся в общий налоговый реестр. Получается, что подобный реестр может выступать в качестве юридического подтверждения при спорных ситуациях с микропредприятиями.
На законодательном уровне определяется, что оно имеет право на получение льгот, которые полагаются при развитии малого бизнеса в Российской Федерации. Получается, что при условии того, что данная компания была зачислена в данный налоговый реестр, то государство обязано ей предоставить положенные субсидии.
Льготы микропредприятию
Положенные малому бизнесу льготы налогового, административного или юридического характера имеют четкие границы и определены в конкретной юридической документации. Иногда они могут меняться посредством расширения или сужения рамок дозволенности. Это зависит от экономической и политической ситуации в стране.
Сегодня льготные субсидии заключаются в облегченных отчетных документах при ведении статистических данных о микропредприятиях. Это:
- конкретный способ ведения бухгалтерии и «легкие» отчетные документы;
- штрафные санкции меняются на предупреждение, если были выполнены некоторые конкретные условия:
- организация нарушила правила впервые;
- материальный ущерб, угроза жизни или здоровью в отношении сотрудников, а также ущерб в отношении окружающей среды, памятников архитектуры и государства в целом не были зафиксированы;
- не была зафиксирована угроза чрезвычайного положения.
Проверки микропредприятий
Процесс проверки организаций, относящихся к микропредприятиям, очень похож на процесс проведения аудита фирм, но все же наблюдаются определенные отличия. Опираясь на законодательство Российской Федерации, последние несколько лет процедура аттестации была заменена на специальную оценочную процедуру рабочего места. Микропредприятия тоже должны проводить подобные мероприятия внутри своих структур, но с учетом некоторых льгот. Закон гласит, что некоторые виды работников – фрилансеры и люди, работающие на удаленной работе, не нуждаются в обязательной проверке рабочего места.
Получается, что сотрудник и работодатель имеют право подписать документ, который будет позволять работнику работать в удаленном доступе без организации рабочего места и со свободным графиком работы. Это позволит микропредприятию исключить процедуру оценки рабочего места согласно законодательству.
Бывают случаи, когда подобного рода организация больше не относится к категории «микропредприятие». В этом случае, в налоговом реестре отображаются записи, которые доказывают изменение статуса. Подобная документация отражает факт прекращения или изменения трудового сотрудничества между нанимателем и его сотрудниками. Новые заключенные трудовые договора, а также записи в трудовых книжках вносятся в реестр, согласно трудовым нормативам.
Трудовой договор
Сегодня законодательство Российской Федерации гласит, что трудовой договор для микропредприятий нужно представлять по конкретной форме, которая является утвержденной. В ней необходимо рассматривать определенные законодательные аспекты, которые всегда рассматриваются при заключении разного рода юридических документах.
Но стоит отметить, что если количество сотрудников на предприятии превышает десять человек, то подобную форму заполнить будет нереально, поскольку нельзя затронуть столько рабочих проблем для каждого работника в отдельности. При численности сотрудников больше десяти человек удобнее и проще применять локальные акты.
Новый Федеральный закон, принятый осенью 2016 года, смог внести достаточное количество коррективов для каждого вида бизнеса, главным из которых является применение штрафных санкций против предприятий, где наблюдается задержка заработной платы для сотрудников. Помимо этого, закон говорит о том, что все заключенные договора по предоставлению услуг будут заключаться как трудовые соглашения.
Микропредприятия, которые заключают с сотрудниками типовые договора, должны будут изменить свою политику при заключении договоров в корне, иначе будут наказываться административными штрафами. Правда, разрешается в типовом договоре отмечать некоторые особенности, касающиеся разного рода работ, характеристики испытательного срока и иных условий работы сотрудника.
О новых критериях микропредприятий. Особенности трудовых отношений с 2017 года
С 1 января 2017 г. Федеральным законом от № в трудовое право будет введена новая глава 48.1, устанавливающая особенности регулирования труда лиц, работающих у работодателей — субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям.
Условия отнесения к микропредприятиям
К субъектам малого предпринимательства частью 1.1 ст. 4 Закона № отнесены хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие следующим условиям:
хозяйственные общества, хозяйственные партнерства должны выполнить хотя бы одно из требований п. 1 части 1.1 ст. 4 Закона № , а именно:
а) суммарная доля участия в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью:
Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) не превышает 25%; иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, не превышает 49%.
Указанное ограничение в отношении суммарной доли участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства (49%), не распространяется на общества с ограниченной ответственностью, соответствующие требованиям, указанным в п.п. «в» — «д» п. 1 части 1.1 ст. 4 Закона № ;
б) акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
в) деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств — бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;
г) хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от № «Об инновационном центре «Сколково»;
д) учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в Перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом «О науке и государственной политике», утвержденный распоряжением Правительства РФ от № . Юридические лица включаются в указанный Перечень в порядке, установленном Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от № 1335, если соответствуют одному из критериев:
юридические лица являются публичными акционерными обществами, не менее 50% акций которых находится в собственности Российской Федерации, или хозяйственными обществами, в которых данные публичные акционерные общества имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем 50% голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета); юридические лица являются государственными корпорациями, учрежденными в соответствии с Федеральным законом от № «О некоммерческих организациях»; юридические лица созданы в соответствии с Федеральным законом от № «О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий»; хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, соответствующие одному из указанных требований ( требований п. 1 части 1.1 ст. 4 Закона № ), производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели должны выполнить условия, предусмотренные пп. 2 и 3 части 1.1 ст. 4 Закона № для микропредприятий: среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не превышает 15 человек; доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не превышает 120 млн руб. (постановление Правительства РФ от № 265).
Хозяйственные общества, соответствующие условию, указанному в п.п. «а» п. 1 части 1.1 ст. 4 Закона № , производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые были созданы в период с 1 августа текущего календарного года по 31 июля года, следующего за текущим календарным годом, зарегистрированные в указанный период индивидуальные предприниматели, а также индивидуальные предприниматели, применяющие только патентную систему налогообложения, относятся к микропредприятиям (часть 3 ст. 4 Закона № ).
Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства
Создание такого реестра — системное решение, которое позволит:
снизить затраты предпринимателей и органов государственной власти, связанные с необходимостью подтверждения статуса малого и среднего предприятия для участников программ поддержки; снизить затраты крупных компаний в связи с поиском потенциальных поставщиков из числа малых и средних предприятий; обеспечить реализацию «надзорных каникул» для малых предприятий; повысить качество проработки мер поддержки малого и среднего предпринимательства;
Сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого предпринимательства, установленным ст. 4 Закона № , вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — единый реестр), размещаемый в сети «Интернет» на официальном сайте ФНС России https://rmsp.nalog.ru/ (части 1, 2, 9 ст. 4.1 Закона № , п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от № 506). Реестр сформирован автоматически — на основе тех сведений, которые поступают в ФНС России в рамках предоставления предпринимателями налоговой отчетности, без введения административных процедур, связанных с предоставлением дополнительных документов. При этом с 1 августа 2016 г. предпринимателям не нужно представлять документы, подтверждающие их статус как субъектов малого или среднего предпринимательства, при обращении за мерами поддержки в рамках государственных или муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства.
Нововведения с 2017 года
Так, согласно положениям ст. 309.2 ТК РФ работодатель — субъект малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, вправе будет отказаться полностью или частично от принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. К таковым отнесены правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании, график сменности и др.
При этом для регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений работодатель — субъект малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, должен будет включить в трудовые договоры с работниками условия, регулирующие вопросы, которые в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, должны регулироваться локальными нормативными актами.
Указанные трудовые договоры должны будут заключаться на основе типовой формы трудового договора, утвержденной постановлением Правительства РФ от № 858 «О типовой форме трудового договора, заключаемого между работником и работодателем — субъектом малого предпринимательства, который относится к микропредприятиям».
Указанная форма предусматривает различные варианты заполнения отдельных пунктов договора, что позволит учесть особенности труда каждого работника.
Если работодатель перестанет быть субъектом малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, и в сведения о нем в едином реестре будут внесены соответствующие изменения, то не позднее четырех месяцев с даты внесения соответствующих изменений в единый реестр регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений у данного работодателя должно будет осуществляться в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, без учета особенностей, установленных главой 48.1 ТК РФ, а именно ст. 309.2 ТК РФ (ст. 309.1 ТК РФ). Следовательно, работодатель в течение четырех месяцев с момента внесения соответствующих изменений в единый реестр обязан будет восстановить все локальные нормативные акты (правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании, график сменности и др.).
Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ
«О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
С изменениями и дополнениями от:
18 октября 2007 г., 22, 23 июля 2008 г., 2 августа, 27 декабря 2009 г., 5 июля 2010 г., 1 июля, 6 декабря 2011 г., 2, 23 июля, 28 декабря 2013 г., 29 июня, 29 декабря 2015 г., 23 июня, 3 июля 2016 г., 26 июля, 27 ноября, 31 декабря 2017 г., 3 июля, 3 августа, 28 ноября, 25, 27 декабря 2018 г., 18, 26 июля, 2 августа, 27 декабря 2019 г., 1 апреля 2020 г.
Принят Государственной Думой 6 июля 2007 года
Одобрен Советом Федерации 11 июля 2007 года
ГАРАНТ:
См. комментарии к настоящему Федеральному закону
Президент Российской Федерации
Федеральным законом создаются новые правовые основы развития малого и среднего предпринимательства (МСП) в Российской Федерации.
Установлены основные критерии отнесения субъектов МСП к категориям в зависимости от численности работников (микропредприятие — численность до 15 человек; малое предприятие — до 100 человек; среднее предприятие — от 100 до 250 человек), а также от объемов выручки от реализации товаров (работ, услуг) за отчетный период и балансовой стоимости активов, которые не должны превышать предельные размеры, устанавливаемые Правительством РФ. К категории субъекта МСП также отнесены коммерческие организации, акции которых составляющие активы паевых инвестиционных фондов — фондов венчурных инвестиций, не превышают 25% уставного капитала.
Определяются основные цели и принципы государственной политики по развитию субъектов МСП, особенности правового регулирования в данной сфере. Устанавливаются виды поддержки субъектов МСП: финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, поддержка внешнеэкономической деятельности, поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, поддержка в области инноваций и промышленного производства и др.
В числе основных целей и принципов государственной политики по развитию субъектов МСП можно выделить введение специальных налоговых режимов, упрощение правил ведения налогового, бухгалтерского учета и статистической отчетности, форм налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам, установление льготного порядка приватизации государственного и муниципального имущества, специальных форм участия в процедурах размещения заказов на поставку товаров и выполнение услуг для государственных и муниципальных нужд.
Установлен исчерпывающий перечень субъектов МСП, которым не предоставляется государственная поддержка: кредитные организации, страховые организации, за исключением потребительских кооперативов, инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, ломбарды, участники соглашений о разделе продукции, предприятия и предприниматели в сфере игорного бизнеса, а также предприятия и предприниматели, являющиеся в соответствие с НК РФ нерезидентами РФ, за исключением случаев, установленных международными договорами.
Вводится система статистического наблюдения за деятельностью субъектов МСП путем проведения сплошных (один раз в пять лет) и выборочных статистических наблюдений (в режиме ежемесячных, ежеквартальных и ежегодных обследований в зависимости от вида субъекта МСП). Порядок проведения выборочных статистических обследований будет определяться Правительством РФ.
Признан утратившим силу Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2008 г., за исключением положений, касающихся полномочий Правительства РФ по установлению предельных значений выручки и балансовой стоимости активов субъектов МСП, а также проведения сплошных статистических наблюдений за их деятельностью. Данные положения вступают в силу с 1 января 2010 г.
Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2008 г., за исключением части 2 статьи 4 и части 2 статьи 5 настоящего Федерального закона
Часть 2 статьи 4 и часть 2 статьи 5 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2010 г.
Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 31 июля 2007 г. N 164, в «Парламентской газете» от 9 августа 2007 г. N 99-101, в Собрании законодательства Российской Федерации от 30 июля 2007 г. N 31 ст. 4006
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 83-ФЗ
Изменения вступают в силу с 12 апреля 2020 г., за исключением подпункта «в» пункта 3, пункта 6 и подпункта «б» пункта 8 статьи 1 изменений, вступающих в силу с 1 января 2021 г.
См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ
Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 474-ФЗ
Изменения вступают в силу с 28 декабря 2019 г.
Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 293-ФЗ
Изменения вступают в силу с 13 августа 2019 г.
Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 279-ФЗ
Изменения вступают в силу с 20 декабря 2020 г.
См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ
Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 245-ФЗ
Изменения вступают в силу с 26 июля 2019 г.
Федеральный закон от 18 июля 2019 г. N 185-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.
Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 537-ФЗ
Изменения вступают в силу с 8 января 2019 г.
Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 487-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.
Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 452-ФЗ
Изменения вступают в силу с 9 декабря 2018 г.
Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 313-ФЗ
Изменения вступают в силу 3 августа 2018 г. и с 1 декабря 2018 г.
Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 185-ФЗ
Изменения вступают в силу с 3 июля 2018 г.
Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 505-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2018 г.
Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. N 356-ФЗ
Изменения вступают в силу с 8 декабря 2017 г.
Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 207-ФЗ
Изменения вступают в силу с 6 августа 2017 г.
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 265-ФЗ
Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 222-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ
Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 156-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.
Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 238-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 октября 2013 г.
Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.
Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 144-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2013 г., за исключением изменений в части 3 и 4 статьи 15 настоящего Федерального закона, вступающих в силу с 1 июля 2014 г.
Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.
Федеральный закон от 5 июля 2010 г. N 153-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закон
Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 365-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.
Федеральный закон от 2 августа 2009 г. N 217-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.
Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Малое предприятие: критерии отнесения в 2019-2020 году
Субъекты малого и среднего предпринимательства (СМП) в 2019-2020 году – это средние, малые и микропредприятия.
Критерии малого и среднего бизнеса
Критерии малого предприятия – среднесписочная численность не более 100 человек и доход не более 800 млн руб. Минимум 51% уставного капитала ООО должно принадлежать физлицам или организациям – СМП. Доля организаций, не относящихся к СМП, не должна превышать 49%, доля государства, регионов или НКО – 25% (пп. “а” п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).
Критерии микропредприятия – среднесписочная численность не более 15 человек и доход не более 120 млн руб. Ограничения по структуре уставного капитала – те же, что и для малых предприятий.
Критерии среднего предприятия – среднесписочная численность не более 250 человек и доход не более 2 млрд руб. Ограничения по структуре уставного капитала – те же, что и для малых предприятий.
Среднесписочную численность и доход оценивают за предыдущий год, доход считают по данным налогового учета без НДС.
Все СМП включены в специальный реестр на сайте ФНС – rmsp.nalog.ru. Если вы не нашли там свое СМП, отправьте заявку на проверку сведений реестра – rmsp.nalog.ru/appeal-create.html.
Критерии малого предприятия 2019-2020 в таблице
Критерий | Предельное значение | Документ, устанавливающее предельное значение |
---|---|---|
Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год | ≤ 100 чел. | ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ |
Суммарная доля участия в УК компании субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций и фондов | ≤ 25% | |
Суммарная доля участия других организаций, не являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, а также иностранных организаций | ≤ 49% | |
Доход от деятельности (сумма выручки и внереализационных доходов) за предшествующий календарный год (без НДС) | ≤ 800 млн руб. | постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 (действует с 1 августа 2016 г.) |
Малому бизнесу не нужно подтверждать свой статус. Всю необходимую информацию о соответствии критериям, как и ранее, налоговики получают из отчетности. Данные о доходах подтверждают налоговые регистры. У компаний на УСН есть книга учета доходов и расходов. Подтвердить состав учредителей можно с помощью решения об учреждении ООО или выписки из ЕГРЮЛ (ст. 11 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ).
Микропредприятие: критерии 2019-2020 (таблица)
Микропредприятие – это тоже предприятие малого бизнеса (ООО или ИП), для которого закон устанавливает свои значения по выручке и численности работников.
Критерий | Предельное значение | Документ, устанавливающее предельное значение |
---|---|---|
Средняя численность работников за предшествующий календарный год | ≤ 15 чел | ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ |
Суммарная доля участия в УК компании субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций и фондов | ≤ 25% | |
Суммарная доля участия других организаций, не являющихся МСП, а также иностранных организаций | ≤ 49% | |
Доход от деятельности (сумма выручки и внереализационных доходов) за предшествующий календарный год (без НДС) | ≤ 120 млн руб. | постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 |
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Закон о микропредприятии
Микропредприятие: понятие, критерии, отчетность
В нашей стране государство делает упор на развитие малого бизнеса и регулярно вводит различные преференции для небольших предприятий, и микропредприятий в том числе.
Задача сегодняшней публикации – рассмотреть понятие микропредприятия со всех экономически значимых точек зрения, оценить его преимущества и недостатки, определить критерии отнесения субъектов хозяйствования к микропредприятиям и обозреть другие смежные вопросы прикладного назначения.
Понятие микропредприятия
Микропредприятие — это одна из активно развивающихся форм малого бизнеса.
Под ним понимается хозяйственное общество (АО, ООО), кооператив, крестьянско-фермерское хозяйство (КФХ) или индивидуальный предприниматель (ИП), которые соответствуют определенным критериям, прописанным в федеральном законе о малом предпринимательстве.
На основании этих критериев 1 августа каждого года действующие бизнесы заносятся в специальный реестр.
Подтверждать этот статус какими-либо документами не требуется, это происходит автоматически на основе подаваемой налоговой и статистической отчетности.
За 2016 год Росстатом зарегистрировано свыше 2,5 млн подобных организаций.
Узнать о нахождении какой-либо компании в этом списке можно на сайте ФНС при помощи поиска по ИНН, ОГРН либо инициалам индивидуального предпринимателя.
Критерии микропредприятия
Для включения в реестр микропредприятия в 2017 году требуется соответствие предприятия следующим критериям:
- доля государства, регионов или муниципалитетов в уставном капитале не должна быть больше 25 %, а доля иностранных и крупных российских компаний не более 49 %;
- число работников до 15 человек;
- финансовые поступления от предпринимательской деятельности не должны «переваливать» за планку в 120 миллионов рублей.
В состав доходов теперь включается не только выручка от реализации, но и доходы от других видов деятельности.
Размер дохода определяется из деклараций по налогу на прибыль или по специальным налоговым режимам, если таковые применяются.
Если в течение трех календарных лет один или несколько показателей не достигаются, фирма будет исключена из списка микропредприятий, но не ранее 10.08.2019.
Бухгалтерская отчетность микропредприятий
Руководство микропредприятия имеет массу законных возможностей для оптимизации учета. Его особенности зависят от избранной формы бухгалтерского учета.
Существует несколько видов упрощенного бухучета для малого бизнеса.
[А]. При полной форме организация использует множество регистров и счетов для ведения учета. Ведется учет обязательств и активов по рекомендованным формам.
Такой вид учета имеет смысл применять, если организация совершает множество разнообразных операций.
Для определения базы по налогам целесообразно использовать метод начисления.
[Б]. Сокращенная форма. Если операции фирмы имеют однообразный характер, то нет необходимости пользоваться большим количеством счетов, и некоторые однородные счета можно объединить в один.
Например, можно учитывать на двадцатом счете расходы не только по основному, но и по вспомогательному производствам и общехозяйственные расходы и так далее.
Все операции учитываются в одном журнале в хронологическом порядке двойной записью.
В качестве этого журнала рекомендуется применять книгу учета фактов хозяйственной жизни К-1МП.
Также будет полезно использовать ведомость по расчетам по заработной плате (8МП).
Для расчета налоговой базы лучше использовать кассовый метод.
[В]. Простая форма. Не применяется двойная запись.
Операции заносятся в хронологическом порядке в единый журнал – «К-2МП» или «КУДиР» (книгу учета доходов и расходов), если это ИП или предприятие на «упрощенке».
Выбранный метод учета закрепляется в учетной политике, как и формы соответствующих регистров с обязательными реквизитами (наименование, название организации, даты, ответственные за ведение лица и т.п.).
Особенности бухгалтерского учета микропредприятий
В положениях по бухгалтерскому учету (ПБУ) и других нормативных актах предусмотрен ряд послаблений для малого бизнеса. Так, микропредприятие вправе:
- признавать доходы и расходы по фактическому поступлению или списанию денежных средств (кассовый метод);
- нивелировать разницу между налоговым и бухгалтерским учетами при исчислении налога на прибыль и не формировать отложенные налоговые активы и обязательства;
- не использовать оценочные обязательства (не создавать резервы);
- не исправлять ошибки ретроспективно; можно сделать это в том месяце, когда они были обнаружены; возникшие при этом прибыль или убыток отражаются на 91 счете;
- учитывать все расходы по займам в составе прочих расходов (счет 91);
- делать амортизационные отчисления раз в год (для остальных предприятий раз в месяц);
- не устанавливать кассовый лимит.
В качестве отчетности достаточно сдать баланс и отчет о финансовых результатах.
Допускается применять упрощенные формы этих документов, в которых отдельные статьи сгруппированы в укрупненные группы.
Например, в активе баланса остается всего 5 показателей, вместо 15 в полной форме: материальные и нематериальные активы, запасы, денежные и финансовые активы.
Кадровый учет для микропредприятий
С 01.01.2017 можно применять упрощенный кадровый документооборот.
Это значит, что фирма освобождается от обязанности составлять локальные нормативные акты, такие как график сменности, положение о премировании и остальные.
Указанные моменты нужно прописать индивидуально в типовом трудовом договоре с каждым работником.
Инструктажи по охране труда на микропредприятии может проводить его руководитель.
Аттестация рабочих мест по-прежнему нужна, кроме дистанционных и надомных рабочих.
Если есть потребность, то трудовые договоры можно заключать на срок до 5 лет, в общем случае такие договоры бессрочные.
Видео о кадровом документообороте микропредприятий:
Статистическая отчетность микропредприятий
Росстат может проводить сплошной и выборочный сбор данных о компаниях.
В первом случае обычно подается стандартная отчетность:
- для ИП, подпадающих под понятие микропредприятия, сдается отчет о деятельности 1 ИП;
- сведения об основных показателях деятельности — МП (микро);
- данные о произведенной продукции — МП (микро)-натура;
С 2017 года в розничной торговле отменена форма ТОРГ (микро), для торгующих алкоголем отменена форма 1-алкоголь.
Росстат может организовать выборочные проверки и тогда придется сдавать дополнительную отчетность.
Узнать о том, находится ли какое-либо микропредприятие в выборке, можно на сайте государственной службы статистики.
За нарушение сроков сдачи для организаций предусмотрен штраф от 20 до 70 тысяч, для руководителей — от 10 до 20 тысяч рублей.
Налоговые льготы для микропредприятий
В большинстве случаев микропредприятия подпадают под действие налоговых спецрежимов (УСН, ЕНВД, ПСН, ЕСХН).
Микропредприятие, деятельность которого не входит в список запрещенных к применению УСН, опубликованный в Налоговом кодексе (ломбарды, инвестиционные фонды и прочие), может перейти на УСН при доходах за последние девять месяцев не больше 112,5 миллионов рублей и остаточной стоимости основных средств не больше 150 миллионов рублей.
В некоторых регионах для впервые созданных ИП, работающих «по упрощенке», предусмотрены налоговые каникулы на 2 года.
Например, в Белгородской области действует нулевая процентная ставка по УСН по многим видам деятельности (пчеловодство, животноводство и прочие).
Имеются и другие льготы для деятельности таких предприятий:
- не менее 15 % госзакупок должно приходиться на малый бизнес, в том числе и микропредприятия;
- неналоговые проверки для микропредприятий не могут длиться больше 15 часов ежегодно, а с 01.01.2016 по 31.12.2018 и вовсе действует запрет на плановые проверки малого бизнеса, к которым относятся санитарные, пожарные, трудовые и прочие проверки (надзорные каникулы);
- преимущественное право выкупа государственной и муниципальной недвижимости;
- если выручка микропредприятия от реализации не превышает 15 миллионов рублей за квартал, фирма может ограничиться квартальными авансовыми платежами по налогу на прибыль;
- до 01.07.2018 можно не использовать контрольно-кассовые машины (ККМ) тем малым предприятиям, что применяют ЕНВД или ПСН.
Руководитель микропредприятия имеет массу возможностей оптимизировать документооборот и минимизировать налоговое бремя, а также воспользоваться некоторыми государственными программами поддержки малого бизнеса.
Микропредприятие
Микропредприятие – юридическое лицо, которое соответствует определенным критериям и сведения о котором указываются в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, микропредприятия относятся к субъектам малого предпринимательства и имеют определенные льготы.
Критерии микропредприятия
Критериями, по которым подразделяются компании, которые не относятся к крупному бизнесу, являются:
доля участия других организаций и компаний в уставном капитале.
При этом налоговые режимы, которые применяют предприятия, в расчетах не учитываются. Лимиты по доходам устанавливает Правительство.
Условия причисления организации к микропредприятию прописаны в статье 4 ФЗ № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Такими условиями являются:
средняя численность наемного персонала до 15 человек по итогам года;
общая доля благотворительных, общественных организаций в уставном капитале микропредприятия не более четверти, а иностранных, не относящихся к малому бизнесу, 49%;
годовая выручка до налогообложения, полученная от продажи товаров и предоставления услуг, до 120 млн. руб.
Отметим, что для производственных, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и ИП важны только критерии численности и дохода. Иные условия для них в расчет не берутся.
Обращаем внимание, что категория субъекта малого предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием (ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ).
Если, к примеру, по численности ООО, соответствующее юридическому критерию, может считаться микропредприятием, но выручка у него за прошлый год находится в диапазоне свыше 800 млн. рублей до 2 млрд. рублей включительно, такое ООО будет считаться средним предприятием.
Кроме этого, к микропредприятиям относятся (ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ):
вновь созданные юридические лица, производственные или потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства);
вновь зарегистрированные ИП;
ИП, применяющие только ПСН.
При этом дополнительные лицензии и документы для подтверждения статуса микропредприятия не нужны.
Порядок расчета выручки
Выручка считается суммарно по всем видам деятельности. Сочетание нескольких видов деятельности и разных систем налогообложения не имеет значения – в расчет берется весь годовой доход. Совмещение налоговых режимов, например, одновременное применение УСН и ЕНВД или общей системы налогообложения, не является поводом для не включения в Реестр. Все расчеты по определению выручки производятся согласно налоговому законодательству для каждой системы налогообложения отдельно.
В чем отличие микропредприятием от малого предприятия
Микропредприятие является разновидностью малого предприятия.
Малые и микропредприятия в том числе должны в общем случае соответствовать вышеперечисленным юридическим критериям.
Отличия между микро- и малым предприятием возникают только по численности и по доходу.
Если для малого предприятия среднесписочная численность работников за предшествующий год не должна превышать 100 человек, то микропредприятием будет считаться такое малое предприятие, среднесписочная численность работников в котором не превысила 15 человек (п. 2 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ).
Доход малого предприятия за предшествующий год не может превышать 800 млн. рублей, а для микропредприятия такое ограничение – 120 млн. рублей (п. 3 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ, Постановление Правительства от 04.04.2016 № 265).
Для удобства представим приведенные выше критерии также и в табличной форме:
Тип субьекта среднего и малого предпринимательства
Среднесписочная численность работников
Предельная величина дохода
До 15 человек включительно
От 16 до 100 человек включительно
Разница между этими малыми предприятиями и микропредпрятиями не ограничивается только разной величиной показателей по уровню доходов и численности сотрудников. Малые предприятия имеют право использовать упрощенную систему налогообложения. При этом действуют лимиты по численности работников и уровню доходов, снижающие возможность применения упрощенной системы налогообложения для малых предприятий.
Так упрощенную систему налогообложения могут применять компании, независимо от того, в какой сфере экономики они осуществляют свою деятельность, в случае если количество работающих на предприятии не более 100 человек, а доход составляет не более 150 млн. рублей. Такие ограничения не позволяют применять упрощенную систему налогообложения большинству малых предприятий.
Но в отношении микропредприятий эти лимиты не действуют, только если при этом:
стоимость ее основных средств не превышает 150 млн рублей;
у нее нет филиалов;
другие компании участвуют в ее уставном капитале в доле, не превышающей доля 25%.
Кроме этого, микропредприятия имеют право использовать типовую форму трудового договора, утвержденную постановлением № 858 от 27 августа 2016.
Также, микропредприятие вправе отказаться от применения ряда нормативных актов, которые регулируют его деятельность. К числу таких актов, разработка которых для остальных категорий является обязанностью, относятся, например:
правила внутреннего трудового распорядка;
положение об оплате труда;
графики отпусков и пр.
Условия, содержащиеся в этих документах, следует включить в соответствующие разделы трудового договора. При этом работодатель должен иметь в виду, что в случае изменения статуса предприятия необходимо в течение следующих четырех месяцев разработать и утвердить все локальные нормативные акты, которые предусмотрены действующим трудовым законодательством.
Информация о микропредприятии и Единый реестр Субъектов Малого и Среднего Предпринимательства
Налоговой службой формируется и ведется единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Реестр содержит перечень средних и малых предприятий.
Микропредприятия, содержащиеся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, также указаны в реестре с указанием их статуса.
Информация о микропредприятии отражается Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (ЕР СМСП) следующим образом:
Если предприятие соответствует вышеуказанным признакам на протяжении 3-х лет, то организация или ИП автоматически включается в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (ЕР СМСП).
Так как реестр отражается Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства формируется автоматически, то работодателям не надо представлять никаких дополнительных документов, и нет необходимости писать заявление об установлении соответствующего статуса.
Для отражения сведений в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства необходимо соблюдать главное условие — регулярно предоставлять бухгалтерскую и налоговую отчетность в налоговые органы.
На основании полученной информации и выносится решение о соответствии субъекта признакам микропредриятия.
Посмотреть статус, который имеет предприятие, можно после регистрации на официальном сайте ФНС РФ через личный кабинет.
Поиск осуществляется по запросу, в котором необходимо указать название компании, ее ИНН, ОГРН или ОГРНИП.
Льготы для субъектов малого предпринимательства
На государственном уровне для организаций и ИП, отвечающих критериям микропредприятия, предусмотрен ряд льгот, а именно:
Возможность применения упрощенного бухгалтерского учета;
Возможность составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность;
Упрощенный порядок кассовых операций. Так малые предприятия могут не утверждать лимит остатка кассы (п. 2 Указания ЦБР от 11.03.2014 № 3210-У);
Минимум кадровой документации;
Приоритет при участии в госзакупках (на долю микропредприятий должно приходиться не менее 15% общего годового объема госзакупок).
На многих малых предприятиях в 2019 году нельзя проводить плановые проверки (но речь не идет о проверках органами ФНС, ПФР или ФСС).
Микропредприятия могут рассчитывать на безвозмездные субсидии для компенсации части расходов в рамках договора лизинга, на обеспечение кредита и расходов, понесенных в связи с участием в профильных и тематических мероприятиях (конференции, выставки и т.д.).
Все эти действия призваны сократить временные и материальные затраты бизнеса на его содержание, развивать его, создавая новые рабочие места.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.