Законна ли установка шлагбаума во дворе многоквартирного жилого дома?

Законна ли установка шлагбаума во дворе многоквартирного жилого дома?

Законна ли установка шлагбаума во дворе многоквартирного дома

Суды: общее собрание автомобилистов и иные организации не могут ограничить доступ собственникам жилья на придомовую территорию путем блокировки шлагбаума

Верховный Суд Российской Федерации и суды общей юрисдикции ответили на вопрос о возможности ограничения на въезд собственникам жилых помещений со стороны общего собрания жильцов и компании, обслуживающей работу шлагбаума. Рассмотрим два таких дела подробнее.

Общее собрание собственников помещений многоквартирного дома приняло решение об установке шлагбаума, что было согласовано с органами местного самоуправления (решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 23 января 2018 г. по делу 2-1606/181). Собственники жилых помещений, в свою очередь, не возражали против установки ограждающего устройства для регулирования въезда и выезда транспортных средств на придомовую территорию. Однако спустя несколько лет после установки организация, осуществляющая обслуживание ограждающего устройства, ограничила доступ на придомовую территорию на личных автомобилях, в связи с чем они обратились в суд. Организация обосновала это тем, что они не производят ежегодную абонентскую плату за пользование шлагбаумом. Кроме того, она отметила, что истцы могут въезжать на придомовую территорию путем оформления разовых пропусков в соответствии с принятым решением общего собрания.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований о предоставлении доступа на придомовую территорию. Свой отказ районный суд мотивировал тем, что истцы не предоставили суду доказательств о наличии препятствий со стороны организации в доступе личных автомобилей на придомовую территорию. Суд также отметил, что они не оспаривают факт неисполнения обязательств по оплате обслуживания шлагбаумом. Несмотря на то, что организация отказалась предоставлять финансовые документы о принятии денежных средств от истцов, а также сведения о ведении хозяйственной деятельности, связанной с шлагбаумом. Кроме того, суд отметил, что отсутствуют доказательства обращения истцов с требованиями о выдаче разовых пропусков или факты, свидетельствующие о получении такого отказа.

Но суд апелляционной инстанции решение отменил и обязал организацию осуществить доступ при въезде на придомовую территорию (апелляционное определение Московского городского суда от 18 октября 2018 г. по делу № 33-45290/20182). Свою позицию при вынесении определения в пользу истцов он обосновал следующим образом:

собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит безусловное и неотчуждаемое право на пользование общим имуществом этого дома (ч. 2 ст. 36 Жилищного кодекса, п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22 “О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав”, далее – Постановление);

факт препятствия истцам во въезде на придомовую территорию подтверждается объяснениями сторон и приложением к протоколу внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, где фамилии истцов в списке лиц, имеющих право парковки, отсутствуют.;

невнесение платы истцами за обслуживание шлагбаума не является основанием для лишения собственников помещений в многоквартирном доме права пользования придомовой территорией;

общее собрание собственников не наделено полномочиями по ограничению иных собственников на пользование общим имуществом многоквартирного дома (ст. 44 Жилищного кодекса РФ).

При этом судья при рассмотрении кассационной жалобы принял решение об отказе в передаче дела для рассмотрения по существу в суд кассационной (надзорной) инстанции, согласившись с доводами суда апелляционной инстанции (определение об отказе в передаче дела для рассмотрения по существу в суд кассационной (надзорной) инстанции от 25 января 2019 г. по делу № 4г-0454/20193).

При рассмотрении другого дела о запрете на въезд на придомовую территорию ВС РФ пришел к выводу, что необходимо обеспечить свободный доступ лиц к объектам недвижимого имущества, входящим в состав многоквартирного дома (Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 17 января 2017 г. № 5-КГ16-230). Согласно материалам данного дела общее собрание ЖСК утвердило положение о порядке въезда и парковки автотранспорта на придомовой территории и приняло решение об установке шлагбаума. Так, за одной из собственниц квартиры закрепили парковочное место и выдали ей брелок от шлагбаума. Однако на собрании автовладельцев было принято решение о лишении ее возможности парковать транспортное средство за нарушение ранее утвержденных правил парковки и возврате ранее ей внесенного первоначального взноса. В связи с этим собственница обратилась с исковым заявлением в суд. Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении исковых требований, сославшись на то, что она не предоставила доказательств наличия препятствий в доступе к принадлежащему ей жилищу со стороны ЖСК.

ВС РФ не согласился с мнением нижестоящих судов и подтвердил, что не допускается запрет на обременение земельного участка, и собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком, в том числе объектами, входящими в состав общего имущества в таком доме (ч. 7 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации” (далее – Закон № 189-ФЗ, п. 67 Постановления). Кроме того, Суд отметил, что закреплен исчерпывающий перечень органов управления жилищного кооператива, в который не включено общее собрание автовладельцев (ст. 115 Жилищного кодекса РФ). В связи с этим Суд пришел к выводу, что общее собрание собственников не наделено полномочиями по ограничению других собственников в пользовании общим имуществом многоквартирного дома. То есть суды нижестоящих инстанций не учли, что решение общего собрания автовладельцев не предусмотрено законом и не может повлечь для собственника жилого помещения ограничения права на использование придомовой территории многоквартирного дома. Таким образом, ВС РФ отменил апелляционное определение и направил дело на новое рассмотрение.

Рассмотренные гражданские дела указывают на то, что не допускается запрет на обременение земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также собственникам помещений и иным лицам предоставляется свободный доступ к объектам недвижимого имущества, входящим в состав многоквартирного дома (ч. 7 ст. 16 Закона № 189-ФЗ).

Кроме того, принимать решения об ограничении такого доступа могут только группы лиц, наделенные такими полномочиями в силу закона.

Законна ли установка шлагбаума во дворе многоквартирного жилого дома?

Сегодня никого не удивляет наличие шлагбаума при въезде на придомовую территорию многоэтажки. Он является преградой на пути посторонних авто, обеспечивая жильцам место для парковки машин.

Как установить шлагбаум во дворе жилого дома по правилам в России: порядок действий и список документов. Что делать, если жилец многоквартирного дома против установки шлагбаума во дворе?

Содержание статьи:

Закон об установке шлагбаума во дворе многоквартирного дома в России

Проблема свободных парковочных мест в крупных городах ощущается особо остро. Кроме того, за парковку автомобиля необходимо заплатить.

Владельцы машин решают данный вопрос по-своему – оставляют транспортное средство в ближайших дворах. Неудивительно, что жители, лишенные возможности ставить личные авто в собственных дворах, устанавливают шлагбаумы, ограничивающие въезд «чужакам». И делают это на вполне законных основаниях, если не пытаются самоуправствовать, а выбирают правильный путь.

Федеральным законом №189 (статья 16), действующим с 2004 года, и Жилищным кодексом РФ (статья 36) предусматривается передача придомовой территории в собственность жильцам многоквартирного дома – вариант долевого владения.

Что это означает при наличии коллективного решения жильцов:

  1. Использование всех объектов, находящихся на данном участке.
  2. Проведение работ по благоустройству участка.
  3. Осуществление защиты территории, включая установку шлагбаума, и так далее.

Таким образом, правильное оформление собственности дает право владельцу (в лице жилищного кооператива) благоустраивать и защищать территорию, прилегающую к многоэтажке. Главное – не вступать в противоречия с законом. Правильней привлечь опытного юриста для уточнения всех законодательных нюансов, дабы не пришлось убирать уже установленную преграду.

К слову, с 2013 года в столице действует Постановление Московского правительства, регламентирующее установку каких-либо искусственных преград на придомовых участках. В этом специальном документе прописаны все аспекты данного вопроса, начиная с дат, сроков принятия решения, нюансов согласования, и заканчивая порядком монтажных работ, возможными причинами отказа и прочими тонкостями.

Правила и порядок установки шлагбаума во дворе многоквартирного дома

Законный путь установки оградительного устройства для въезда во двор подразумевает следующий порядок действий, состоящий из следующих основных пунктов:

1. Юридическое оформление долевого владения придомовым участком:

  1. Собираются жильцы многоэтажки.
  2. Собранием принимается решение (большинством голосом): сформировать участок земли, на котором расположено многоквартирное строение, и зарегистрировать его в кадастре.
  3. В госорганы направляется соответствующая бумага, где отражено решение собрания.

Иными словами, на основании письменного согласия жильцов устанавливается площадь указанной территории, ее границы закрепляются в кадастре за владельцем, представленным долевыми собственниками (согласно статье 26, ФЗ№122).

2. Проводится собрание долевых собственников, которое также принимает ряд решений:

  1. Установить шлагбаум.
  2. Ввести его в эксплуатацию.

Указанные выше решения оформляются протоколом и принимаются большинством голосом. Теоретически достаточно 51%, на практике 70% жильцов должны проголосовать «за». В этом случае проще улаживать возможные конфликты с противниками установки шлагбаума.

3. Далее утверждается смета на монтаж оборудования определенной модели с соответствующими техническими характеристиками

Эти данные также фиксируются в протоколе.

В муниципалитет подается заявление на монтаж ограждающего устройства. К документу прилагается протокол с технической документацией (проектом ограды) и разрешения от специальных организаций (ГИБДД и пожарников).

Читать еще:  Законно ли Сбербанк предложил заключить мировое соглашение?

При получении положительного решения можно приступать к монтажным работам.

По каким же правилам устанавливается шлагбаум на территории дворов?

Их не так много, но нарушение любого может стать поводом для демонтажа заграждения:

  1. Шлагбаум не должен является препятствием для прохода человека. Важно учитывать все категории пешеходов, к которой причисляются родители с малышами, сидящими в колясках, велосипедисты, инвалиды-колясочники и прочие.
  2. К обязательному условию относится обеспечение беспрепятственного въезда на территорию дома транспорта пожарной, медицинской, газовой и прочих организаций из категории срочные службы.
  3. Важна легкость материала, из которого сделана стрела – ключевой элемент шлагбаума. Это действительно играет значимую роль на случай механического открытия преграды при возникновении такой надобности.
  4. Оснащение устройства элементами, обеспечивающими безопасность эксплуатации. Например, такими, которые способны блокировать оборудование, если под стрелой находится человек либо иной объект.
  5. Бетонируется основание для монтажа стойки и держателя стрелы. Это обеспечивает устойчивость конструкции, а, следовательно, ее надежность при эксплуатации.

Напоминаем: местом расположения искусственного ограждения может быть только участок, принадлежащий многоэтажке.

Документы, необходимые для установки шлагбаума во дворе многоквартирного дома

Законным основанием на установку искусственного ограждения на придомовом участке служит пакет бумаг, состоящий из:

  1. Документа, подтверждающего долевую собственность владельцев квартир на территорию, прилегающую к дому.
  2. Справки (выписки из кадастра), отражающей полную информацию о данном участке земли.
  3. Протокола собрания, на котором принималось решение о монтаже шлагбаума.
  4. Техдокументации на оборудование.
  5. Разрешений, выданных: районной администрацией, ЖКХ, пожарным надзором и ГИБДД.

Шлагбаумы не входят в число капитальных объектов, поэтому разрешительные документы на его строительство не требуются.

Однако есть другие нюансы. Необходимы доказательства того факта, что территория многоэтажки не является частью сквозной дороги.

Если придомовой участок просто прилегает к дому и не затрудняет сквозной проезд, сложностей с оформлением не будет – нет нарушений правил ДД, в частности статьи 15.

Согласование установки шлагбаума с пожарной охраной во дворе многоквартирного дома

Получение разрешения на монтаж шлагбаума от пожарной службы – дело сложное, но важное. Заниматься этим вопросом лучше до начала монтажных работ, чтобы в будущем ничего не переделывать и не вступать в конфликт с данной организацией.

Единственное требование представителей пожарной структуры к любым ограждающим конструкциям – обеспечение беспрепятственного въезда пожарных машин на территорию двора. Если ограда не соответствует этому условию, она признается незаконной. В качестве аргументов отказа – правила ППБ.

Вот почему необходимо доказать постоянную готовность шлагбаума к открыванию для пропуска машин МЧС.

Как это сделать?

Предлагается два проверенных варианта:

  1. Нанять нескольких охранников, в обязанности которых будет входить пропуск транспорта, относящегося к срочным службам. Метод отличается надежностью, хотя и не является самым бюджетным. Не всем жильцам по карману содержание таких работников.
  2. Установить систему видеонаблюдения с выводом сигнала на круглосуточно работающую диспетчерскую. Здесь все будет гораздо проще – проезд откроется в любой час. Для этого диспетчеру нужно лишь нажать на кнопку.

Внимание! Если установка шлагбаума не согласована с пожарными, но ограда все же поставлена, приехавший по вызову пожарный транспорт вправе снести ее. При этом возмещать ущерб никто не будет, зато в суд поступит исковое заявление на возмещение ущерба за вред, нанесенный служебной машине.

Незаконная установка шлагбаума во дворе многоквартирного дома: куда жаловаться?

Безусловно, не все жильцы приходят в восторг от преграды на въезде во двор. Недовольные могут подать соответствующую жалобу. Такой документ принимают в районной администрации.

Далее будет производиться специальная проверка – устанавливается законность подобных монтажных работ.

К проверке привлекаются представители ГИБДД либо МЧС. В общем, те же структуры, которые выдают разрешительные документы.

Примечание: Выявленный факт незаконной установки ограждающей конструкции имеет свои последствия в виде штрафных санкций.

Остались вопросы? Просто позвоните нам:

Шлагбаум во дворе жилого дома: делаем все по закону

Парковка личного транспорта – большая боль для многих автолюбителей. Если планировка дома не предполагает специально организованной для этих целей площадки, жильцы паркуются прямо во дворе. То же самое норовят сделать и «пришлые» водители – работники соседних контор, жители других домов, гости, и так далее. Чтобы отстоять свое право занимать свободные места, владельцы квартир устанавливают шлагбаумы. Как сделать это, не нарушив ни одного закона? И на каких условиях ими пользоваться?

Чей участок?

Первый вопрос, на который должны ответить жильцы, — имеют ли они вообще право устанавливать шлагбаум. Не всегда! Территория, на которой предполагается установить шлагбаум, должна относиться к придомовой территории и находиться в ведомстве жильцов. В противном случае ограничение въезда на дворовую территорию будет несанкционированным!

Важно: участок, который планируется использоваться для установки шлагбаума, не должен являться дорогой для сквозного движения, иначе будет нарушена ст. 17.1 «Правил дорожного движения в жилой зоне…».
Участок под шлагбаум должен не только «считаться» придомовой территории, он должен быть соответствующим образом оформлен. Если нет документов, их необходимо создать, потому что в противном случае участок считается собственностью города.

  • До 2005 года (до вступления в силу Жилищного кодекса) вся придомовая территория по умолчанию передавалась в долевую собственность.
  • После 2005 года все новые сданные в эксплуатацию участки требуется оформлять в долевую собственность самостоятельно.

Как договориться об установке?

Перед тем, как устанавливать шлагбаум, необходимо заручиться согласием соседей. Распоряжаться общим имуществом может заседание владельцев жилых помещений (ст.44 (ч.1, 2) ЖК РФ).

На согласовании необходимо решить три важных вопроса:

  • Устанавливать ли шлагбаум (да/нет).
  • С какой компанией заключать договор на установку и эксплуатацию.
  • Будет заграждение автоматическим или управляемым вручную (при участии охранника или консьержа).

Обратите внимание! Чтобы прийти к решению о необходимости установки шлагбаума, нужно заручиться поддержкой как минимум 51% жильцов. Лучше – если 2/3 владельцев квартир будет за то, чтобы заграждение все же устанавливать. Если двор относится к нескольким домам (корпусам), звать на собрание нужно всех.

Важно! В случае принятия решения об установке шлагбаума должны платить за него даже те, кто был против.

По итогу собрания оформляется протокол, в котором фиксируются решения по всем вопросам.

Кто будет устанавливать?

Потенциальный исполнитель работ должен предоставить следующие документы:

  • Технический план монтажа (обязательно проконтролируйте, что он составлен грамотно и учитывает все особенности расположения участка и домов).
  • Подробная смета.
  • Договор с гарантийными обстоятельствами.
  • Гарантийный срок эксплуатации.

Введут ли платные парковки во дворах?

От кого нужно получить разрешение?

Установка шлагбаума не должна нарушать права жильцов и мешать работе городских организаций, которым может потребоваться доступ к подъездам.

Необходимо получить разрешения от следующих организаций:

  • Госавтоинспекция.
  • Пожарная служба.

Если этого не сделать, придется заплатить штраф за несанкционированную установку шлагбаума. Пожарные службы имеют право таранить шлагбаум в случае необходимости. При этом урон никто компенсировать потом не будет.

Кто согласовывает установку шлагбаума?

Этим занимается городская администрация. Ответ должен поступить в течение 30 дней. Отправляя запрос, приложите к нему пакет документов:

  • Протокол заседания собственников-жильцов.
  • Документы, которые подтверждают право на распоряжение участком.
  • Разрешения от автоинспекции и пожарной службы.
  • Проект от компании-исполнителя.

Получение субсидии

В ряде городов жильцы могут рассчитывать на субсидию, которая частично покроет расходы на установку шлагбаума. Например, в Москве такая субсидия составляет 100000 рублей.

Обращаться за субсидией нужно после получения разрешения на установку шлагбаума. Если шлагбаум уже установлен, можно обратиться с просьбой компенсировать часть уже понесенных затрат.

Документы, которые нужно для этого предоставить, идентичны пакету, нужному для установки шлагбаума (он описан выше), плюс только заявление на получение субсидии.

Важно! Установить шлагбаум нужно в течение двух месяцев после получения денег. И еще в течение 1 месяца подтвердить, что работы действительно были проведены.

Законно ли ограничивать цепочкой или шлагбаумом парковочное место?

По собственному усмотрению – нет. Даже если место «традиционно закрепилось» за каким-то владельцем автомобиля. Если сосед поступает таким образом, вы можете обратиться в администрацию района и потребовать убрать несанкционированную преграду.

Машину повредили на парковке: что делать?

Могут ли пользоваться парковочными местами арендаторы квартир?

Вопрос неоднозначный. Случается, что арендаторам домовое правление не разрешает парковать автомобили во дворах. Аргументируется это тем, что такое право получают только владельцы квартир.

Но в данном случае судебная практика не на стороне «пуристов». Есть немало примеров того, что суд становился на сторону собственника (арендатора) и подтверждал право арендаторов пользоваться придомовой территорией.

А что делать тем, у кого нет автомобилей?

У них тоже должна быть возможность получить доступ к придомовой территории – например, если требуется, чтоб к подъезду подъехали машины различных служб или доставки. То есть, они должны получить ключи или право требовать от охранника/консьержа открыть доступ в случае необходимости.

Шлагбаумы во дворах: законно ли это и как их установить?

Многие жители Краснодара сталкивались с проблемой невозможности проезда, а в иных случаях и прохода по территории жилых комплексов или отдельных многоквартирных домов. И дело даже не в том, что, как правило, все пространство заставлено автомобилями жильцов дома (что, в принципе, тоже ненормально, но и неизбежно), а в том, что проезд попросту перегорожен: в лучшем случае шлагбаумом, в худшем — бетонными блоками или чем-то еще.

Читать еще:  Законны ли требования отеля, если он нам выставил штрафы?

Шлагбаум — норма для частной собственности или предприятий с особым пропускным контролем. Но как регулируется его установка на придомовой территории в описанных случаях?

С точки зрения жильцов многоквартирных домов, которые по вечерам наматывают круги, чтобы припарковать свой автомобиль у своего же дома, установка шлагбаума — выход из положения, позволяющий избавиться от «посторонних» автомобилей. Да и вообще, психология человека заставляет действовать его таким образом, чтобы оградить от посторонних свою зону комфорта, коей в данном случае является автомобиль, двор, детская площадка.

Реакция других жителей условного микрорайона, как правило, противоположна. Шлагбаум установлен — свобода ограничена. В Конституции, например, прямо говорится о свободе передвижения, многие даже знают номер соответствующей статьи (статья 27 Конституции РФ). И действительно, дело тут не в точке зрения, а в законе.

Кто, где и на каких условиях может установить шлагбаум

С 2004 года в России действует Федеральный закон № 189 и Жилищный кодекс, полномочия которого определены Федеральным документом. Статья 36 второго объясняет практически все хитросплетения с установкой и демонтажом таких препятствий. Устанавливать какие-либо объекты может только собственник на своей территории. И именно Жилищным кодексом определяется процесс передачи придомовой территории в собственность жильцов жилых комплексов и отдельных многоквартирных домов.

Жильцы дома имеют право:
— коллективным решением обозначить границы придомовой территории;
— проголосовать;
— направить в административные органы документ с решением, принятым большинством голосов (51% и более);
— дождаться решения кадастровых органов администрации.

Если решение положительное, то за жителями («дольщиками») закрепляются и подтверждаются кадастровые границы участка согласно статье 26 Федерального закона № 122. Вот теперь они имеют полное право проголосовать за установку шлагбаума.

О чем нужно знать перед началом работ

Если не менее двух третей от общего числа жильцов согласно пунктам 1–3.1 части 2 статьи 44 ЖК РФ проголосовало за, можно приступить к монтажу искусственного препятствия согласно, опять же, исключительно техническим требованиям к установке. На данном этапе желательно привлечь специалиста в области благоустройства территорий, потому что требований, которые нужно при этом соблюдать, довольно много.

«В соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства.
Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Решение об установке ограждений земельного участка, установке шлагбаума необходимо принимать на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома.
Вместе с тем необходимо отметить, что установка ограждения или шлагбаума не должна противоречить действующим градостроительным и противопожарным нормам и правилам. Также элементы ограждения не могут размещаться на межквартальных проездах.
Преграждение проезда во двор возможно при организации круглосуточного дежурства охранника у шлагбаума или иного оповещения для обеспечения свободного доступа пожарных машин и спецтранспорта медицинских служб скорой помощи.
Порядок оплаты за эксплуатацию средств ограждения определяется на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома», — прокомментировали порталу Юга.ру в администрации города Краснодара.

Чтобы установить искусственное препятствие в виде шлагбаума или иного заграждения, нужно:
— составить техническую документацию объекта;
— утвердить смету на установку объекта, зафиксировав в протоколе собрания жильцов;
— направить протокол собрания жильцов с указанием технической документации и подробной схемы участка на одобрение в администрацию города, орган ЖКХ, МЧС и ГИБДД.

После одобрения всех без исключения вышеупомянутых структур можно приступать к монтажу.

Установили. Теперь можно документально подтвердить законность перекрытия территории. К сожалению или к счастью для остальных жителей микрорайона, этот шлагбаум будет стоять, а посягательства на него будут преследоваться по закону.

Что ждет жильцов дальше

МЧС вправе отказать в установке шлагбаума по статье 23 правил пожарной безопасности, которая гласит: «Дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям… должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенным от снега и льда». Как правило, именно эта статья является аргументом в отказе установки препятствия, а также базой для жалоб граждан на сооружения в виде шлагбаумов.

Недовольные наличием шлагбаума граждане имеют право потребовать у «огородившихся» документы на право его установки, а именно:
— выписку из кадастровых документов о конкретном участке земли;
— протокол собрания жильцов о принятии решения установить шлагбаум;
— технические документы на объект;
— разрешительные документы на установку от администрации города, ЖКХ, МЧС и ГИБДД.
Если даже одного из этих документов нет в наличии, желающие имеют право обратиться в соответствующие органы с требованием устранить искусственное препятствие.

Даже если объект установлен законно, зачастую в процессе его эксплуатации происходят изменения, преобразования, всевозможные «мутации». Чтобы предотвратить в общем справедливые возможные претензии, нужно знать и исполнять следующее:

  • объект не должен препятствовать проникновению на огороженную территорию инвалидов-колясочников, велосипедистов, детских колясок;
  • объект должен в любое время суток обеспечить беспрепятственное проникновение специальной техники пожарной, медицинской, газовой и жилищно-коммунальной служб;
  • объект должен быть оснащен необходимыми элементами защиты пешеходов и имущества, то есть не наносить вреда при срабатывании.

Граждане, принявшие решение отгородиться от мира, должны понимать, что, например, при наличии препятствия проезду противопожарной техники, транспорта полиции или медицинских служб сотрудники вправе устранить препятствие любыми подручными средствами без уведомления собственника, то есть снести шлагбаум (как правило, за несколько секунд срезается «болгаркой»). Возмещать ущерб при этом никто не обязан. Мало того, если при сносе шлагбаум повредит имущество служб или повлияет на действия служб на месте прибытия, они, будьте уверены, воспользуются возможностью подать судебный иск с требованием возмещения ущерба. А бампер пожарного КамАЗа — не самая дешевая вещь в мире запасных частей. Что уж говорить о машинах скорой помощи или полиции.

Прокуратура разъясняет установку ограждений на территории многоквартирных домов

В настоящий момент вопрос ограничения въезда на территорию многоквартирных домов поставлен на контроль прокуратуры в связи с участившимися случаями незаконного установления ограждений.

Многие устанавливают шлагбаумы, не получив официального разрешения службы государственного пожарного надзора, которая является главным ограничителем в этом вопросе.

В случае же наступления экстренной ситуации (например, пожара в доме) на незаконно огороженной шлагбаумом территории, пожарная спецтехника запросто снесет стрелку на пути движения по вызову, при этом компенсации потраченных на монтаж средств (порядка 50 тысяч рублей) жильцы не получат, так как действовали без разрешения. А если машина пожарных в результате тарана отметится повреждениями кузова, то на инициаторов установки шлагбаума может быть подан иск с целью возмещения материального ущерба.

Согласно ст. 36 Жилищного кодекса РФ и ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Порядок оформления права собственности на земельный участок установлен пунктами 2-5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ». Решение о формировании земельного участка под домом принимается собственниками помещений на общем собрании. По решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Согласно ст. 26 Земельного кодекса РФ право собственности на земельный участок удостоверяется документами в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В соответствии с п.1.5 Правил дорожного движения запрещается самовольно

устанавливать дорожные знаки, светофоры, другие средства организации дорожного движения (в том числе шлагбаумы), создающие

помехи для движения. Установка шлагбаума должна быть разрешена администрацией города по согласованию со службой государственного пожарного надзора, ОГИБДД, коммунальной службой.

Въезд на придомовую территорию транспортных средств собственников помещений в многоквартирном доме и иных лиц осуществляется в порядке, установленном общим собранием. Этот пункт должен быть в решении обязательно, так требует п.6 постановления правительства Москвы № 428 «О порядке установки ограждений на придомовых территориях в городе Москве».

В решении общего собрания указываются сведения о лице, уполномоченном на представление интересов собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, связанным с установкой ограждающих устройств.

Согласно ч.З ст.12 закона города Москвы «О землепользовании в городе Москве» от 19.12.2007 № 48 границы земельных участков многоквартирных домов устанавливаются на основании проектов межевания территорий. Решение о подготовке проектов планировки территорий, включающих проект межевания территории, принимает Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.

Читать еще:  Законно ли нас хотят передать управляющей компании?

В соответствии с постановлением правительства Москвы от 02.11.2012 №614-1111 вопросы об освобождении земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе незаконно установленных заборов, осуществляется постоянно действующими Окружными комиссиями по пресечению самовольного строительства. На основании решения окружной комиссии префектура административного округа принимает меры к сносу демонтажу некапитальных объектов (заборов, ограждений).

В силу п.2 ч.2 ст.44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им. Согласно ч. 1 ст.46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 — 3.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, поскольку установка шлагбаума во дворе дома относится к использованию земельного участка, включая ограничение пользования этим участком, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме (собрание членов ТСЖ) вправе принять решение установить шлагбаум во дворе дома. Однако такое решение должно быть принято не простым большинством голосов, а за него должны проголосовать не менее двух третей от общего числа голосов собственников, то есть квалифицированное большинство.

В соответствии с ч.5 ст.46 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.

Если решение принято по вопросу, отнесенному к компетенции общего собрания, то есть установить шлагбаум во дворе дома, и с соблюдением требований, предусмотренных Жилищным кодексом РФ, то оно распространяется и на собственника, который не принимал участия в голосовании, либо голосовал против принятия решения об установке шлагбаума. Следовательно, данный собственник обязан оплатить установку шлагбаума во дворе дома.

Если решение принято с нарушением требований, предусмотренных Жилищным кодексом РФ, то есть принято простым большинством голосов, а не квалифицированным (не менее двух третей голосов), собственник, который голосовал против принятия такого решения, вправе обжаловать его в суде.

В случае, когда впоследствии кто-либо из собственников помещений в этом многоквартирном доме продал квартиру, то на нового собственника не распространяется решение общего собрания собственников МКД (общего собрания членов ТСЖ) в части оплаты денежных средств, за счет которых была произведена установка шлагбаума во дворе дома. Эти расходы должен нести предыдущий собственник. На нового собственника может быть возложена обязанность только по оплате изготовления ключей от шлагбаума, если предыдущий собственник их ему не передал.

При отказе председателя совета дома (председателя ТСЖ) передать ключи от шлагбаума новому собственнику, новый собственник вправе требовать передачи ему ключей от шлагбаума в судебном порядке на основании ст.304 ГК РФ. В соответствии с данной статьей собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

1. Первым этапом идет обязательное собрание собственников квартир, на котором будет рассмотрен вопрос об ограничении въезда во двор с помощью установки шлагбаума. Если такое постановление принимается подавляющим большинством (лучше не менее 70%) голосов, то составляется протокол. Он подается в соответствующие органы.

В случае если придомовая территория пока является коммунальной собственностью, нужно принять решение о формировании участка и постановке его на кадастровый учет, а это уже требует согласия всех жителей. Зато решения полноправных собственников имеют большую силу.

2. В муниципальный совет депутатов подаются соответствующее заявление, протокол собрания жильцов-собственников и техническая документация, то есть проект ограждения. Совет принимает решение не дольше месяца (это отдельно законодательно оговорено) и о своем решении уведомляет того, кто подал заявление, не позже, чем через пять дней после вынесения вердикта.

3. Решение не обязательно будет положительным. Отказ, согласно постановлению правительства, можно получить в случае, если не обеспечиваются круглосуточный беспрепятственный проезд и свободное перемещение по двору транспорта пожарной, газовой, других аварийных служб и скорой помощи.

Стоит отдельно отметить, что шлагбаумы демонтируются в случае, если они препятствуют проведению работ по благоустройству территории, строительству (реконструкции) или капитальному ремонту, осуществляемых за счет средств бюджета города Москвы. О демонтаже будет сообщено заранее. В этом случае затраты собственников на приобретение и установку ограждающего устройства будут компенсированы. Сумма компенсации определяется на основании отчета независимой оценки.

Согласно части 8 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: «8. Нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от семи тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста двадцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.»

В СНиП 2.07.01-89 говорится, что «при проектировании проездов и пешеходных путей необходимо обеспечивать возможность проезда пожарных машин к жилым и общественным зданиям».

Согласно Кодексу об административных правонарушениях города Москвы (статья 6.5) за ограничение доступа на свободный участок предусмотрена ответственность. Максимальная санкция за это нарушение в отношении юридических лиц — 20 тысяч рублей.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Как проверить законность установки дворового шлагбаума? С какими гос органами данная установка должна быть согласована?

Проблема следующего рода, Московский двор имеющий форму “крепости” во двор выходят несколько домов, жильцы одного из домов частично перегородили шлагбаумами подъезд к нашему дому отгородив себе место для парковки автомобилей. Цель одна законными методами убрать вышеуказанные шлагбаумы. На сколько понимаю какие то согласования они прошли, но все или нет не понятно, на вежливый вопрос показать документы меня послали в Управу, по идее установка должна быть согласована с пожарниками, как минимум, но данные шлагбаумы полностью перекрывают подъезд к одному из домов. Куда обращаться, с какой гос структуры начинать поиски?

К вопросу присоединяю фотографию одного из шлагбаумов на которой видно что стоит он напротив нашего дома и схему двора взятую из карт гугла, но схема не точна, по схеме огороженный участок находится напротив дома и не затрагивает соседние строения, фактически это не так и на фото это видно.

С уважением. Михаил.

Ответы юристов ( 6 )

  • 10,0 рейтинг
  • 5859 отзывов эксперт

На сколько понимаю какие то согласования они прошли, но все или нет не понятно, на вежливый вопрос показать документы меня послали в Управу, по идее установка должна быть согласована с пожарниками, как минимум, но данные шлагбаумы полностью перекрывают подъезд к одному из домов. Куда обращаться, с какой гос структуры начинать поиски?
Михаил

Ну сначала решение принимает тсж — если это общедомовое имущество (домовая территория) — потом это все направляют в совет мун. депутатов. МЧС и иные службы должны иметь бесприпятственный проезд. Основной орган — совет депутатов.

Постановление Правительства Москвы от 2 июля 2013 г. N 428-ПП «О порядке установки ограждений на придомовых территориях в городе Москве»

7. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме с приложением проекта размещения ограждающего устройства, в котором указывается место размещения, тип, размер, внешний вид ограждающего устройства, направляется уполномоченным собственниками лицом для согласования в совет депутатов муниципального округа, на территории которого планируется размещение соответствующего ограждающего устройства (далее — совет депутатов).

12. Собственники помещений в многоквартирном доме при установке и последующей эксплуатации ограждающих устройств на придомовых территориях обеспечивают круглосуточный и беспрепятственный проезд на придомовую территорию пожарной техники, транспортных средств правоохранительных органов, скорой медицинской помощи, служб Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, организаций газового хозяйства и коммунальных служб.

Самое простое — это письмо в совет депутатов (заодно можно еще в управу) — чтоб дали сведения — было согласование или нет.

Можно сразу в прокуратуру жалобу направить- проведут полную проверку законно установили или нет. По итогам — если незаконно — дадут предписание об исправлении ситуации — если не сделают- тогда в суд.

  • 10,0 рейтинг
  • 7034 отзыва эксперт

Здравствуйте Михаил. Я бы Вам посоветовал обратиться напрямую с заявлением в прокуратуру, соответственно прокуратура по поступившему заявлению проведет соответствующую проверку, выяснит основания для установки шлагбаума или их отсутствие, в случае установления факта нарушений, виновные лица будут привлечены к административной ответственности, Вы же в свою очередь получите исчерпывающий и полный ответ по данной ситуации.

Для примера приведу соответствующую информацию одного из муниципальных округов г. Москвы:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector