Доначисление земельного налога при его регистрации
Правомерен ли перерасчет земельного налога за прошлые периоды?
Вы не должны исполнять данное уведомление. Объясним почему.
Что предъявлено, то и уплачено
Физические лица сами не рассчитывают земельный налог (п. 4 ст. 391 НК РФ). За них это делают налоговики, направляя налоговое уведомление, в котором указана сумма налога, подлежащая уплате. Само уведомление может содержать расчет налога не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (п. 4 ст. 397 НК РФ).
Из текста вопроса следует, что налог на основании полученных уведомлений перечислялся вами своевременно и в полном объеме. Таким образом, обязанность по уплате налога за 2010, 2011 и 2012 гг. вами полностью исполнена.
Когда возможен пересчет
Необходимость перерасчета земельного налога может возникнуть, если сведения, исходя из которых был произведен расчет налога, оказались ошибочными, или если органом исполнительной власти субъекта РФ были утверждены новые результаты государственной оценки земель нормативным актом, положения которого распространяются на прошлые налоговые периоды.
Налоговая база по земельному налогу определяется
налоговиками как кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, на основании сведений, предоставляемых им органами Росреестра (п. 1 ст. 390, п. 1, 4 ст. 391 НК РФ). Данные о кадастровой стоимости содержатся в государственном кадастре недвижимости (подп. 7 п. 8 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 № 42). Ошибки в кадастре могут быть двух видов: технические и кадастровые.
Техническая ошибка возникает в случае несоответствия сведений, отраженных в кадастре, данным, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в кадастр (подп. 1 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», далее — Закон № 221-ФЗ). Исправление такой ошибки осуществляется на основании решения органа кадастрового учета.
ФНС России и Минфин России выработали согласованное мнение по вопросу перерасчета земельного налога при изменении кадастровой стоимости земельных участков в результате исправления технических ошибок. В письме ФНС России от 18.03.2011 № ЗН-4-11/4353@ чиновники пришли к выводу, что перерасчет земельного налога за прошлые периоды нужно производить, если органами Росреестра проведено исправление технической ошибки, приведшее к уменьшению кадастровой стоимости земельного участка. Если же исправление технической ошибки приводит к увеличению кадастровой стоимости земельного участка, перерасчет налога производится только когда исправление технической ошибки произведено по решению суда. Данное письмо размещено на сайте ФНС России в рубрике «Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами». ФНС России еще раз подтвердила эту позицию в письме от 25.01.2013 № БС-4-11/959.
Из текста вопроса можно предположить, что никакого судебного разбирательства, связанного с исправлением технической ошибки, не было. Поэтому налоговая не вправе выставлять вам уведомление о доплате налога за прошлые периоды, если пересчет налога был вызван технической ошибкой в кадастре.
Кадастровой ошибкой является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (подп. 2 п. 1 ст. 28 Закона № 221-ФЗ). Из письма Росрегистрации от 03.04.2009 № 3-1324-ГЕ следует, что исправленная кадастровая стоимость подлежит внесению в нормативный правовой акт об утверждении кадастровой стоимости земельных участков.
Отметим, что аналогичная ситуация (в части изменения кадастровой стоимости в нормативном акте) возникает и в случае утверждения органом исполнительной власти субъекта РФ своим нормативным актом результатов государственной оценки земель задним числом.
Вопрос о порядке вступления в силу правовых актов органов исполнительной власти субъектов РФ об утверждении среднего уровня кадастровой стоимости земельных участков был рассмотрен Конституционным судом в Определении от 03.02.2010 № 165-О-О. Суд решил, что такие правовые акты в той части, в какой они порождают правовые последствия для граждан как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в НК РФ.
На основании п. 4 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах могут иметь обратную силу, только если они улучшают положение налогоплательщиков. Исходя из этого, Минфин России в своих письмах неоднократно разъяснял, что вновь утвержденные результаты государственной кадастровой оценки земель применяются для перерасчета земельного налога, уплаченного за предыдущие налоговые периоды, только в том случае, если улучшается положение налогоплательщика (письма от 18.12.2012 № 03-05-04-02/105, от 30.10.2012 № 03-05-05-02/110).
Таким образом, и в случае исправления кадастровой ошибки, или утверждения новых результатов оценки земель местными органами власти, налоговики не вправе выставлять вам уведомление о пересчете налоговой базы по земельному налогу за прошлые периоды в сторону увеличения.
Что нужно предпринять
Итак, уведомление о доплате земельного налога было выставлено в ваш адрес незаконно. Однако его неисполнение доначислений налога не отменит. Более того, если вы в установленный срок не произведете оплату, налоговики начислят пени. Наличие задолженности по налогам чревато появлением проблем (в том числе и в виде отказа вам в выезде за границу (п. 1 ст. 67 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»)).
Чтобы снять незаконные доначисления, вам нужно обжаловать выставленное уведомление в вышестоящем налоговом органе или в суде (п. 1 ст. 138 НК РФ).
Жалоба в вышестоящий налоговый орган подается через налоговый орган, который направил вам оспариваемое уведомление. Подать жалобу можно в течение года с момента, когда вы узнали или должны были узнать о нарушении своих прав (п. 2 ст. 139 НК РФ). В вашем случае это будет момент получения уведомления. Налоговая, направившая вам уведомление, в течение трех дней переправит жалобу в вышестоящий налоговый орган (п. 1 ст. 139 НК РФ). Вышестоящий налоговый орган должен принять решение по жалобе в течение 15 дней со дня ее получения. Этот срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, но не более чем на 15 дней. В течение трех дней с момента принятия решения оно вручается (направляется) лицу, подавшему жалобу (п. 6 ст. 140 НК РФ). Если жалоба удовлетворена не будет, вы можете либо обжаловать это решение в ФНС России, либо обратиться за защитой своих прав в суд. Жалоба в ФНС России может быть подана в течение трех месяцев со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (п. 2 ст. 139 НК РФ).
Если вы решите защищать свои права в судебном порядке, нужно учитывать, что обратиться в суд с заявлением необходимо в течение трех месяцев со дня получения уведомления (п. 1 ст. 256 ГПК РФ). Но пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не означает, что в принятии заявления будет обязательно отказано. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании, и на их основании суд принимает решение, принять заявление или нет (п. 2 ст. 256 ГПК РФ).
Расчет земельного налога за неполный год и заполнение декларации
Практика показывает, что обычно у организаций вызывает сложности посчитать земельный налог за неполный год, а также его отражение в отчётной декларации. Рассказываем, как это правильно сделать с учётом позиции ФНС России 2018 года.
Неполный срок правообладания
Довольно часто можно встретить ситуацию, когда предприятие владеет участком земли не весь налоговый период, который составляет календарный год (п. 1 ст. 393 Налогового кодекса РФ), а лишь несколько месяцев в нем (первый и последний тоже могут быть неполными).
В подобных случаях земельный налог за неполный год рассчитывают и отражают в декларации согласно особым правилам. В частности, на это обратила внимание ФНС России в письме от 6 апреля 2018 года № БС-4-21/6568.
Напомним, что юридические лица самостоятельно считают величину своего земельного налога (п. 2 ст. 396 НК РФ).
Особый коэффициент
Когда право собственности (постоянного/бессрочного) пользования) землёй возникает или завершается в течение календарного года, величину налога по данному участку определяют с учетом коэффициента Кв (п. 7 ст. 396 НК РФ). Формула его расчёта такова:
Кв = Полные месяцы, в собственности или постоянном (бессрочном) пользовании / 12 (число календарных месяцев в налоговом периоде) |
Кроме расчетов, организации по завершении налогового периода сдают в ИФНС по месту нахождения участка земли декларацию по налогу (п. 1 ст. 398 НК РФ).
Официальный бланк этого отчета и правила его заполнения закреплены приказом ФНС от 10.05.2017 № ММВ-7-21/347 (далее – Порядок заполнения).
Кстати, со 2 июня 2018 года эта форма была скоректирована.
Как считать полные месяцы
При заполнении второго раздела декларации по строке 130 обязательно приводят число полных месяцев владения участком в течение календарного периода (п. 5.15 Порядка заполнения).
При этом действуют так:
- если право собственности/постоянное (бессрочное) пользования Росреестр зарегистрировал до 15-го числа месяца включительно или прекратил после 15-числа, месяц возникновения (прекращения) права считают за полный месяц;
- если собственность/(постоянное (бессрочное) пользование зарегистрирована после 15-го числа месяца или прекращено до 15-го числа включительно, месяц возникновения (прекращения) права не берут в расчёт.
Как считать срок
В декларации по строке 140 указывают коэффициент Кв, когда считают земельный налог при правообладании участком не весь налоговый период (п. 5.16 Порядка заполнения):
Коэффициент Кв определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.
В пункте 5.16 Порядка указано, что значение по строке с кодом 140 (коэффициент Кв) приводится в десятичных дробях с точностью до десятитысячных долей.
Далее рассмотрим пример расчета земельного налога за неполный год.
Права ООО «Гуру» на приобретенный (предоставленный) земельный участок зарегистрированы 12 ноября 2018 года. В этом случае коэффициент Кв определяют так:
Кв = 2 мес. / 12 мес. = 0,1667.
Значит, в строке 140 декларации нужно указать – 0,1667.
Права ООО «Гуру» на приобретенный (предоставленный) земельный участок зарегистрированы 16 ноября 2018 года. В этом случае коэффициент Кв определяют так:
Кв = 1 мес. : 12 мес. = 0,0833.
Значит, в строке 140 декларации нужно указать – 0,0833.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Земельный налог для организаций
Платите налоги в несколько кликов!
Платите налоги, взносы и сдавайте отчетность, не выходя из дома! Сервис напомнит обо всех отчетах.
Земельный налог относится к местным и регулируется законодательством муниципальных образований, а в городах федерального значения — Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — законами этих городов. В рамках Налогового кодекса муниципальные образования определяют в рамках:
- налоговые ставки;
- порядок и сроки уплаты налога;
- налоговые льготы, включая размер не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Какие организации платят земельный налог?
Налогоплательщики по земельному налогу — организации, обладающие земельными участками, которые признаются объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса. Земля должна принадлежать организации на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Организации не отчитываются и не платят налог по земельным участкам, которые находятся у них на праве безвозмездного пользования или переданных по договору аренды.
Если земельный участок относится к имуществу, составляющему паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиком признается управляющая компания. Налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд.
Объект налогообложения по земельному налогу
- земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством;
- ограниченные в обороте земельные участки, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;
- земельные участки из состава земель лесного фонда;
- ограниченные в обороте земельные участки, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами;
- земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.
Налоговая база по земельному налогу
Налоговая база определяется отдельно для каждого земельного участка и равна его кадастровой стоимости на 1 января года, за который считается налог. Если земельный участок появился в течение налогового периода, то для определения налоговой базы берется кадастровая стоимость на дату постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.
Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах. Из этого правила есть исключения:
- если кадастровая стоимость земельного участка изменилась после исправления технической ошибки, допущенной государственным органом при регистрации участка или ведении кадастра недвижимости: в этом случае исправление учитывается в расчете налоговой базы начиная с периода, в котором была допущена ошибка;
- если кадастровая стоимость земельного участка изменилась по решению суда или комиссии по рассмотрению споров: в этом случае измененная кадастровая стоимость действует начиная с периода, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости. Но не раньше даты внесения в кадастр первоначальной (оспоренной) кадастровой стоимости.
Если земельный участок находится на территориях нескольких муниципальных образований, для каждого из них налоговая база определяется отдельно и равняется доле кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональной доле части участка.
Как определить налоговую базу для земельного участка, находящегося в общей собственности
Для земельных участков, которые находятся в общей долевой собственности, налоговая база определяется отдельно для каждого налогоплательщика-собственника участка пропорционально его доле в общей собственности.
Часто при покупке недвижимости покупатель получает право собственности на часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования. Налоговая база по этому участку для указанного лица определяется пропорционально его доле в праве собственности на земельный участок.
Если недвижимость покупают несколько лиц, налоговая база для каждого определяется пропорционально доле в праве собственности (в площади) на указанную недвижимость.
Налоговый и отчетный период по земельному налогу
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года. Законодательные органы муниципального образования могут не устанавливать отчетный период.
Налоговая ставка по земельному налогу
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований и законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
Ставки не могут превышать:
— 0,3 %
- для земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых для сельскохозяйственного производства;
- для земель, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса;
- для участков, приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного хозяйства;
- для участков, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
— 1,5 % для прочих земельных участков.
По этим же ставкам производится налогообложение, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми муниципального образования.
Муниципальное образование может установить дифференцированные налоговые ставки в зависимости, например, от категории земли или места нахождения объекта налогообложения участка в муниципальным образовании.
Налоговые льготы по земельному налогу
От налогообложения освобождаются:
- организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста в отношении земельных участков, которые используются для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций;
- организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
- религиозные организации — в отношении участков, на которых расположены здания религиозного и благотворительного назначения;
- общероссийские общественные организации инвалидов;
- «сколковцы».
Полный список смотрите здесь.
Порядок расчета земельного налога и авансовых платежей по нему
Сумма налога считается после окончания налогового периода и равна произведению налоговой ставки и налоговой базы. Если компания приобрела земельный участок с целью жилищного строительства, расчет налога и авансовых платежей по нему производится с коэффициентом:
- коэффициент = 2 применяется в течение 3 лет с даты государственной регистрации прав на земельный участок и до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости;
- если строительство и государственная регистрация прав произошли раньше истечения трех лет, то переплаченная сумма налога зачитывается или возвращается налогоплательщику в общем порядке;
- если жилищное строительство превысило 3-летний срок, в течение следующих 4 лет и до государственной регистрации прав на построенный объект применяется коэффициент = 4.
Налогоплательщики-организации, для которых установлены квартальные отчетные периоды, самостоятельно исчисляют земельный налог и авансовые платежи по нему после окончания первого, второго и третьего квартала.
Квартальный авансовый платеж = ¼ * налоговая ставка * кадастровая стоимость земельного участка на 1 января налогового периода.
Муниципальные образования могут разрешить некоторым категориям налогоплательщиков не исчислять и не перечислять авансовые платежи.
По итогам налогового периода организации перечисляют в бюджет разницу между исчисленной суммой налога и уплаченными в течение налогового периода авансовыми платежами.
Неполный налоговый период или неполный период действия льгот
Если налогоплательщик получил или потерял право собственности на земельный участок в течение налогового периода, при расчете налога и авансовых платежей нужно учесть время владения участком. Для этого рассчитывается коэффициент: число полных месяцев владения участком делим на число календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
Расчет числа полных месяцев владения участком делается так:
- если право собственности на земельный участок или его долю произошло до 15-го числа (включительно) или прекращение права произошло после 15-го числа, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права;
- если право собственности на земельный участок или его долю произошло после 15-го числа или прекращение права произошло до 15-го числа (включительно), этот месяц не считается месяцем владения участком.
Налогоплательщики, которые имеют право на налоговые льготы, должны предоставлять подтверждающие документы в ИФНС по месту нахождения земельного участка. Если налогоплательщик в налоговом периоде получил или потерял право на льготу по земельному налогу, при расчете налога и авансовых платежей нужно учесть срок отсутствия этой льготы. Месяц возникновения и прекращения права на налоговую льготу принимается за полный месяц.
Когда сдавать декларацию по земельному налогу
Налогоплательщики-организации не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, сдают налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения земельного участка. Крупнейшие налогоплательщики, сдают декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.
Срок уплаты земельного налога и авансовых платежей
Организации платят авансовые платежи и земельный налог в бюджет по месту нахождения земельных участков в сроки, которые установлены нормативными актами муниципальных образований. Срок уплаты налога не может быть раньше срока сдачи декларации по земельному налогу — сейчас это 1 февраля.
Хотите легко платить налоги и сдавать декларации? Работайте в облачном сервисе Контур.Бухгалтерия: ведите учет, начисляйте зарплату и отпрвляйте отчетность онлайн. Сервис напомнит об уплате налога, поможет рассчитать его и автоматически сформирует отчетность. Первый месяц работы бесплатен для всех новых пользователей.
НАЛОГИ ОНЛАЙН – узнать и оплатить задолженность по земельному налогу физических лиц по ИНН или Индексу документа (УИН) на официальном сайте Федеральной налоговой службы России
Чтобы узнать и оплатить свою задолженность по налогу на землю – выполните проверку и поиск по базе ФНС России через официальный онлайн-сервис НАЛОГИ.ОНЛАЙН. Проверка долгов по налогам проводится по физическим лицам.
Узнать задолженность по земельному налогу
Введите ИНН (идентификационный номер налогоплательщика) или Индекс документа (УИН) и узнаете задолженность по земельному налогу в базе Федеральной налоговой службы России.
Налог на землю 2020 для физических лиц
На интернет-ресурсе Налоги Онлайн Вы можете найти и оплатить задолженность по всем видам налогов, уплата которых обязательна для физических лиц. Земельный налог не является исключением.
Что такое земельный налог 2020
Земельный налог, или налог на землю, является платежом третьего уровня и уплачивается в местные бюджеты. То есть является формирующей частью бюджетов муниципальных образований, где зарегистрирован тот или иной земельный участок.
Все граждане, владеющие земельными участками на праве собственности, должны производить за них безвозмездные выплаты. Налоговое законодательство дает четкий перечень земельных участков, которые данным налогом не облагаются. Это и земли, изъятые из оборота, и составляющие земельный и лесной фонды, и другие земельные участки.
Установлен единый срок оплаты – 1 декабря года, следующего за прошедшим периодом. Платеж производится раз в год. В 2020 году расчёт и оплата земельного налога производится за 2019 год.
Расчёт земельного налога
Сумма земельного налога рассчитывается, исходя из кадастровой стоимости Вашего земельного участка. Узнать кадастровую стоимость земли можно на сайте Росреестра, куда вносятся данные каждый год. Так, для расчёта налога на землю кадастровая стоимость умножается на процентную ставку. Земельным законодательством установлено два вида ставок: 0,3 % и 1,5 % для разного вида земель. При этом нормативными актами муниципальных образований данные ставки могут быть уменьшены, но не могут превышать указанных в НК РФ размеров.
В общем виде расчет налога на землю выглядит следующим образом:
Кадастровая стоимость земли * налоговая ставка = сумма земельного налога
Однако в действительности имеют место различные ситуации, когда к этой формуле добавляются другие переменные:
- доля владения земельным участком составляет не сто процентов;
- земельным участком лицо владеет менее года;
- налогоплательщик относится к льготной категории лиц.
В этих случаях нужно будет еще умножать либо на эту долю в процентах, либо на коэффициент владения, либо на льготный коэффициент.
Льготы по земельному налогу
В российском законодательстве предусмотрены две группы льгот, которые:
- полностью освобождают от уплаты земельного налога;
- уменьшают сумму обязательных налоговых платежей.
Налог уменьшается, если лицо, кому принадлежит земля, относится к определенной категории лиц, такой как ветераны, инвалиды, пенсионеры и др. Полный список лиц, имеющих право на льготы, закреплен в главном нормативно-правовом акте страны о налогах – Налоговом Кодексе РФ.
Если Вы являетесь лицом, кому положены льготы, то Вам следует предоставить документы, подтверждающие данный факт, в налоговый орган по месту нахождения Вашего земельного участка. Тогда такая информация будет учтена при расчете налога.
Как узнать земельный налог, задолженность по земельному налогу и оплатить налог на землю онлайн
Налоговый сервис Налоги онлайн предоставляет возможность уплаты налога по
- ИНН (идентификационному номеру налогоплательщика);
- УИН (индексу документа).
Особенность состоит в том, что по ИНН существует возможность оплаты только задолженности по налогу, то есть лишь в том случае, когда сроки уплаты налога прошли. А вот по УИН можно узнать и оплатить текущие налоговые начисления. Причина этого кроется в порядке работы ГИС ГМП. Поэтому, исходя из того, что Вам нужно узнать и оплатить, Вы можете ввести ту информацию, которую считаете нужной.
Таким образом, уплата земельного налога будет возможна сразу после того, как Вы введете соответствующий номер и получите информацию о начислениях. Сервис работает быстро, поэтому на все эти действия Вы потратите не более 2-3 минут своего времени. Оплата налогов производится банковской картой на сайте банка. Чтобы у Вас было доказательство оплаты, квитанция от банка и чек от портала поступят Вам на адрес электронной почты, который Вы укажете.
Почему необходимо оплатить земельный налог 2020 вовремя?
Для гарантии выполнения физическими лицами своей обязанности по уплате налогов, государство ввело институт ответственности. Для нарушителей налогового законодательства установлены различные виды ответственности: пеня, штраф и уголовная ответственность.
Поэтому, чтобы избежать наступления столь неприятных последствий, необходимо уплачивать налог на землю в срок. А если же срок уплаты уже прошел, то минимизировать срок задолженности, чтобы пеня не была слишком велика.
Преимущества налогового сервиса Налоги онлайн
В онлайн-сервисах ценность имеет несколько факторов:
- Быстрая работа;
- Доступность в любое время суток;
- Удобный и понятный интерфейс;
- Защита платежей;
- Гарантии списания.
Налоги онлайн – полностью отвечает данным параметрам, позволяя узнать задолженность и оплатить задолженность по налогам онлайн оперативно и удобно.
НАЛОГОВЫЙ СЕРВИС ПРОВЕРКИ И ОПЛАТЫ НАЛОГОВ ОНЛАЙН
Данные об имеющейся задолженности по налогам генерируются автоматически в режиме онлайн из официальной базы ФНС РФ или ГИС ГМП на основании запроса пользователя.
Расчетные операции при проведении платежей осуществляет
НКО «Монета» (Лицензия Центрального Банка РФ № 3508-К, ИНН 1215192632)
По всем вопросам обращаться: info@налоги.онлайн
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2010 по делу N А41-13186/10 Заявление о признании недействительным решения налогового органа о доначислении земельного налога, начислении пени и привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату налога удовлетворено правомерно, так как доначисление земельного налога исходя из кадастровой стоимости, при определении которой допущена техническая ошибка, незаконно и нарушает права налогоплательщика, неправомерно увеличивая его налоговые обязательства.
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
от 2 декабря 2010 г. по делу N А41-13186/10
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2010 года
Постановление изготовлено в полном объеме 02 декабря 2010 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мордкиной Л.М.,
судей Александрова Д.Д., Кручининой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Гулий Ю.С.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя): Никитин В.Ю. – доверенность от 15.03.2010 N 8,
от ответчика (должника): Иванова Т.В. – доверенность от 11.01.2010 N 09-13/0876, Андреев А.Ю. – доверенность от 17.05.2010 N 04-13/0332, Малеев В.В. – доверенность от 22.11.2010 N 04-13/0896,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции ФНС России по г. Красногорску Московской области на решение Арбитражного суда
Московской области от 09.09.2010 по делу N А41-13186/10, принятое судьей Востоковой Е.А., по заявлению ЗАО “Плещеево“ к Инспекции ФНС России по г. Красногорску Московской области о признании недействительным решения в части,
Закрытое акционерное общество “Плещеево“ обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Инспекции ФНС России по г. Красногорску Московской области о признании недействительным решения от 01.06.2009 N 02-17/0026@ о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 3 418 866 руб., доначисления земельного налога за 2007 год в сумме 17 094 329 руб. и пени по земельному налогу в сумме – 3 114 481 руб., а также внесения необходимых исправлений в документы бухгалтерского и налогового учета.
Решением Арбитражного суда Московской области от 09.09.2010 по делу А41-13186/10 заявленные требования удовлетворены.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверяются по апелляционной жалобе налогового органа, в которой он просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы налоговый орган указывает на отсутствие нарушений законодательства со стороны инспекции, поскольку ошибка в определении кадастровой стоимости земельного участка допущена не налоговым органом, а территориальным отделом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красногорскому району Московской области. Налоговый орган при расчете налоговой базы по земельному налогу за 2007 год использовал данные о кадастровой стоимости, указанные в письме территориального отдела Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Красногорскому району Московской области от 21.05.2009 N 877-23.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд считает, что апелляционная
жалоба удовлетворению не подлежит.
Материалами дела установлено: По результатам проведения выездной налоговой проверки ЗАО “Плещеево“ по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов по всем налогам за период с 01.01.2005 г. по 31.12.2007 г. было ИФНС России по г. Красногорску Московской области было вынесено решение N 02-17/0026@ от 01.06.2009 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанным решением заявителю начислен земельный налог в сумме 17 094 329 руб., пени – 3 114 481 руб., он привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде штрафа в сумме 3 418 866 руб.
Не согласившись с решением инспекции, в соответствии со ст. 101.2 НК РФ общество обратилось с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган. Управление ФНС по Московской области решением N 16-16/53570 апелляционную жалобу ЗАО “Плещеево“ оставило без удовлетворения.
Общество, посчитав решение налогового органа от 01.06.2009 N 02-17/0026@ в части всех доначислений по земельному налогу необоснованным, нарушающим его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением.
Как следует из материалов дела, ЗАО “Плещеево“ является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:005 01 15:0047, 50:11:005 01 15:0077, 50:11:005 01 12:0088, что подтверждается Свидетельствами о государственной регистрации права от 17.06.2006 г. N НА 1168879, N НА 1170966, N НА 1168881 (т. 1, л.д. 80 – 82).
В указанных свидетельствах о государственной регистрации права указан объект права: земельный участок для малоэтажного жилищного строительства, категория земель: земли поселений.
В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности,
праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
В соответствии с п. 3 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
По данным государственного земельного кадастра, предоставленным УФАКОН по Московской области (письмо N 592-23 от 06.04.2009 г.), по состоянию на 01.01.2007 г. кадастровая стоимость земельных участков составляла:
– с кадастровым номером 50:11:005 01 15:0077 – 3 957 931 руб. 20 коп.,
– с кадастровым номером 50:11:005 01 12:0088 – 1 656 037 руб. 50 коп.,
– с кадастровым номером 50:11:005 01 15:0047 – 3 222 570 руб. 80 коп.
Как усматривается из апелляционной жалобы, налоговый орган для определения налоговой базы применил иную кадастровую стоимость земельных участков, а именно:
– с кадастровым номером 50:11:005 01 15:0077 – 12 569 921 349 руб.,
– с кадастровым номером 50:11:005 01 12:0088 – 5 552 706 986 руб.,
– с кадастровым номером 50:11:005 01 15:0047 – 10 207 065 349 руб.
Из оспариваемого решения следует, что согласно ответу из территориального отдела по Красногорскому району УФАКОН по Московской области N 877-23 сведения о кадастровой стоимости, применяемой налоговым органом при доначислении налога за 2007 год, были внесены в государственный кадастр недвижимости только 30.08.2007.
Таким образом, налоговый орган,
в нарушение п. 3 ст. 391 НК РФ, определил кадастровую стоимости земельного участка по состоянию не на 1 января 2007 года, на начало налогового периода, а на 30.08.2007, в связи с чем доначисление подлежащих к уплате суммы недоимки по земельному налогу незаконно, равно как и доначисление пени и привлечение к налоговой ответственности.
Кроме того, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 16 марта 2010 г. по делу N А41-37216/09 установлены обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела.
В письме УФАКОН по Московской области от 20.11.2008 N 24968-10/21689,21690 (т. 1, л.д. 107 – 108), направленном в Территориальный отдел по Красногорскому району Управления Роснедвижимости по Московской области, со ссылкой на разъяснения Федерального агентства объектов недвижимости от 01.09.2008 N ВК/3849, указывает на неправомерность отнесения земельных участков с разрешенным использованием “размещение малоэтажного жилищного строительства“ к первой группе видов функционального использования земель (земли под домами многоэтажной застройки) и поручает территориальному отделу в срок до 25.11.2008 г. внести изменения в Реестр объектов недвижимости в рамках исправления технических ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости земельных участков, являющихся объектами налогообложения, путем расчета кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0050115:0047, 50:11:0050115:0077, 50:11:0050115:0078, 50:11:0050112:0088, 50:11:0050112:0087 с учетом удельных показателей кадастровой стоимости земель соответствующих кварталов для вида функционального использования “земли под домами индивидуальной жилой застройки“.
Таким образом, уполномоченным органом выявлена техническая ошибка при определении кадастровой стоимости земельных участков общества, что установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 16 марта 2010 г. по делу N А41-37216/09.
В соответствии с действующим налоговым законодательством налогоплательщики обязаны платить законно установленные налоги в
размере соответствующем налоговой базе и налоговой ставке, земельный налог должен соответствовать действительным налоговым обязательствам налогоплательщика и не может зависеть от технических ошибок при определении его элементов.
Таким образом, доначисление земельного налога исходя из кадастровой стоимости при определении которой допущена техническая ошибка, незаконно и нарушает права налогоплательщика, неправомерно увеличивая его налоговые обязательства, в связи с чем доводы апелляционной жалобы несостоятельны. На момент проведения выездной налоговой проверки общество предприняло действия по исправлению данной ошибки, а также сообщило налоговому органу о допущенной технической ошибке в возражениях на акт выездной налоговой проверки.
Согласно ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
На основании ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемые ненормативные правовые акты органов местного самоуправления, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что доводы налогового органа, изложенные в апелляционной жалобе, фактически сводятся к иной, чем у суда, оценке доказательств,
и они не могут служить основанием для отмены принятого по делу решения, так как не свидетельствуют о несоответствии выводов суда имеющимся в деле доказательствам и о неправильном применении норм налогового законодательства.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что оснований для отмены решения суда, в том числе безусловных, не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решение Арбитражного суда Московской области от 09 сентября 2010 года по делу А41-13186/10 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции ФНС России по г. Красногорску Московской области – без удовлетворения.