Какова максимальная площадь при перераспределении земельного участка под ЛПХ?

Какова максимальная площадь при перераспределении земельного участка под ЛПХ?

Земельный
эксперт

Бесплатная горячая линия

Земельные отношения

Россия
8 800 350-83-46

Прирезка земельного участка

Содержание статьи:

Принят новый закон о прирезке земли

17 июня Президент РФ подписал новый закон, который своими положениями внес изменения в нормы Закона о кадастровой деятельности (ФЗ РФ № 221 от 24.07.2007) и Закона о государственной регистрации недвижимости (ФЗ РФ № 218 от 13.07.2015) – ФЗ РФ № 150 (от 17.06.2019). Текст документа в этот же день опубликован на Центральном интернет-портале правовой информации.

Законопроект был предложен представителями Министерства экономического развития . Идея его возникла после детального анализа результатов кадастровых работ, осуществленных в 16 регионах страны.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

По данным Росреестра , с момента принятия законов, обязующих проводить кадастровые работы для постановки на регистрационный учет, количество зарегистрированных в ЕГРН земель возросло на 20 %. Специалисты Росреестра пришли к выводу, что осуществление кадастровых работ позволяет существенно уменьшить количество судебных тяжб по земельным вопросам. Плюс они являются гарантом защиты имущественных прав собственников и позволяют местным органам власти более эффективно управлять территориями.

Условия нового закона упрощают процедуру проведения кадастровых работ. Теперь кадастровый инженер может воспользоваться для их осуществления данными технических паспортов и прочими документами на земельный участок.

Согласно принятому закону, если в ходе проведения кадастровых работ инженер обнаружит, что заказчик использует в реальности для своих нужд площадь большую, чем обозначена в документах, и злишек можно будет оформить в пользование официально.

Нормативный акт устанавливает правила осуществления кадастровых работ в зависимости от типа земельного участка и объектов недви жимости, расположенных на нем. Например , теперь они будут отличаться для земель, отведенных под огороды и садоводческие хозяйства и для участков, на которых расположены многоквартирные дома.

Что такое прирезка?

Прирезкой земельного надела принято считать расширение границ имеющейся территории за счёт самовольно присоединённых земель, которые расположены рядом. Поскольку количество самовольно добавленных участков возрастало, то правительство решило узаконить и регулировать процесс прирезки.

Для урегулирования процессов прирезки земли Правительством РФ были внесены поправки в ЗК, вступившие в силу с 1.03.2015 года. В результате, в Земельном Кодексе появилась глава V.4, регулирующая прирезку земли, которая была переименована в перераспределение территорий, и позволяющая узаконить самовольно занятые участки. Поэтому понятие перераспределение земельных участков — это прирезка надела на законном основании.

После 1.03.2015 года за перераспределением муниципальной земли в Уполномоченный орган (УО) может обратиться гражданин, обладающий участком, который предназначен для выполнения действия, относящегося к огородничеству, садовничеству, сельскохозяйственной деятельности, индивидуальному строительству. Порядок перераспределения по новому законодательству выполняется в соответствии с главой V.4, ст. 39.29 ЗК.

Порядок оформления прирезки

При прирезке земли к участку порядок действий следующий:

  1. Написание заявления. Посмотреть и скачать можно здесь: [образец заявления на прирезку земельного участка]. Этот документ является основой для начала процесса прирезки участка и заключения договора на перераспределение земельных угодий. В заявлении указывается (п. 2, ст. 39.29 ЗК):
    • паспортные данные (номер документа, место регистрации, ФИО) заявителя-гражданина или название, ИНН и номер регистрации в ЕГРЮЛ для заявителя юр. лица;
    • кадастровые номера наделов земли, которые будут участвовать в процессе прирезки;
    • реквизиты проекта по межеванию участков (если прирезка будет осуществляться в соответствии к нему);
    • почтовый адрес (обычный или электронный) для обратной связи с заявителем.
  2. Сбор необходимых документов. В пакет нужной документации входит:
    • копия правоудостоверяющей либо правоустанавливающей документации на земельный надел, который принадлежит заявителю. Предоставляется в той ситуации, когда право владения наделом не зарегистрировано в госреестре прав на недвижимость;
    • доверенность, если интересы заявителя представляет доверенный гражданин;
    • перевод на русский язык свидетельства о госрегистрации юр. лица заверенный нотариусом предоставляется в ситуации, когда в роли заявителя выступает иноземное юр. лицо.
  3. Подача заявления и пакета документации в УО (п. 5, ст. 39.29 ЗК). Документация может подаваться в бумажном либо электронном варианте.
  4. Рассмотрение заявления. На протяжении 10 дней, после подачи заявления, документация рассматривается УО на предмет ошибок. Если при подаче документов заявителем имели место нарушения требований, утверждённых п. 2-3, ст. 39.29 ЗК, то УО вправе возвратить заявление заявителю.
  5. Вынесение вердикта по заявлению. По окончании (либо на протяжении) 30 дней, со дня подачи документации, УО должен выполнить одно из нескольких действий:
    • принять решение, утверждающее схему по расположению земельного надела и направить заявителю вынесенный вердикт;
    • направить заявителю согласие на оформление договора о прирезке надела, в соответствии с действующим проектом по межеванию земельных угодий;
    • отказать в подписании договора о прирезке надела на одном из оснований, указанных в п. 9, ст. 39.29 ЗК.
  6. Гражданин, заявление которого удовлетворено, обеспечивает проведение кадастровой работы с целью государственного учёта земельных наделов, появляющихся в результате прирезки. Для этого гражданину потребуется подать соответствующее заявление и кадастровый паспорт на участок в кадастровый орган.
  7. На протяжении месяца, после подачи заявления, кадастровая служба составляет проект соглашения о прирезке надела и отправляет его заявителю для подписания. Заявитель должен подписать соглашение в течение месяца после его получения.
  8. После подписания соглашения следует зарегистрировать право собственности на получившийся надел в Россреестре. Процедура регистрации прирезанного надела аналогичная регистрированию, купленного либо полученного в дар участка.

Цена оформления прирезки

Правительство России постановлением № 1308 от 3.12.2014, вступившим в силу с 1.03.2015, утвердило правила формирования цены на прирезку земельного участка. Согласно постановлению, функция по определению величины платы за перераспределение наделов возложена на федеральный орган исполняющей власти, который осуществляет полномочия владельца земельных территорий, являющихся федеральным владением.

Размер платы за прирезку равняется 15% от кадастровой цены на муниципальный надел, который переходит в собственность гражданина (п. 3 Правил определения величины платы за прирезку, утверждённых постановлением № 1308). Кадастровую стоимость можно узнать из кадастрового паспорта земельного угодья, в местной администрации либо из публичной кадастровой карты Россреестра.

Пример по прирезке земельного участка

Александр Айвазовский, проживающий в городе Златоуст Челябинской области, принял решение присоединить к своему земельному наделу смежное угодье. Смежная территория входила в состав муниципальных участков и находилась в аренде у господина Радченко (использовавшим надел для выращивания сельхоз культур).

Айвазовский обратился к юристу, чтобы уточнить, как оформить прирезку к земельному участку в 2017 году. Получив нужные сведения, гражданин написал заявление на прирезку муниципального надела и подал его в городской УО по земельным вопросам. Вместе с заявлением была представлена копия правоустанавливающего документа на угодье, принадлежащего Айвазовскому.

Через 24 дня после подачи заявления, УО вынес решение отказать гражданину Айвазовскому в удовлетворении его заявления. Отказ последовал на основании п. п. 2, п. 3, ст. 39.29 ЗК (отсутствие письменного согласия на прирезку землевладельцев, землепользователей или арендаторов). В данном случае отсутствовало разрешение на прирезку от арендатора Радченко.

Заключение

Подводя итог статьи, следует выделить несколько ключевых моментов:

  1. Основанием для прирезки надела служит написанное заявление, которое подано местному УО.
  2. УО на протяжении месяца, после принятия заявления, выносит вердикт, отказывающий или дающий согласие на прирезку участка.
  3. Плата за прирезку угодья установлена в виде 15% от кадастровой стоимости надела, который будет присоединён.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по прирезке земельного участка

Вопрос: Меня зовут Василий Петрович. Я проживаю в посёлке Ярцево Смоленской области в собственном доме. Мой дом стоит на наделе в 15 соток. Во дворе у меня вырос небольшой фруктовый сад. Возле моего двора, с той стороны, где растут фруктовые деревья, расположена небольшая муниципальная свободная территория, площадью 1,5 сотки. У меня вопрос: «У меня есть право на законных основаниях прирезать муниципальные 1,5 сотки земли к своему наделу для развода фруктовых деревьев?».

Ответ: Василий Петрович, пунктом 3 статьи 39.28 ЗК Вам разрешается присоединить к своему наделу муниципальную землю, которая будет использована под садоводство.

Образец документов

Список законов

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Остались вопросы? Задайте их практикующим юристам по земельным вопросам прямо сейчас:

+7 (800) 550-38-47 – Россиия

+7 (499) 553-09-05 – Москва

+7 (812) 448-61-02 – Санкт-Петербург

Позвоните прямо сейчас и решите свой вопрос – это быстро и бесплатно!

Относительно перераспределения земель и земельных участков

В Агентство госимущества поступают документы, в соответствии с которыми происходит перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, при этом также возникают случаи, когда в результате такого перераспределения площадь образуемого земельного участка остается неизменной, либо уменьшается. Прямого запрета на такое образование земельных участков Земельный кодекс Российской Федерации не содержит, но возникает вопрос, возможно ли при перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в случаях, предусмотренных статьёй 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, не увеличение, а уменьшение площади земельного участка, находящегося в частной собственности и участвующего в перераспределении, и, как следствие, исключение из соглашения о перераспределении условий о размере платы за увеличение площади земельного участка, находящегося в частной собственности?

Согласно пункту 1 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.

Читать еще:  Земельный пай в колхозе

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 Земельного кодекса Российской Федерации.

Положениями Земельного кодекса Российской Федерации допускается возможность перераспределения земель и земельного участка, в результате которого уменьшается площадь перераспределяемого земельного участка либо ранее имеющаяся площадь земельного участка, остается неизменной, поскольку соответствующих оснований для отказа в перераспределении земель и земельного участка пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации не установлено.

Образование земельных участков в результате перераспределения осуществляется с учетом требований, установленных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.

Земельный кодекс Российской Федерации не определяет размер платы при перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате которого уменьшается площадь перераспределяемых земельных участков или площадь таких земельных участков остается неизменной.

Подпунктом 3 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Согласно п. 3 ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации» перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

В связи с изложенным просим дать разъяснения возможно ли осуществить перераспределение земель, находящихся в государственной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства на основании утвержденного проекта межевания территории без подготовки схемы расположения земельного участка.

Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории; проектная документация лесных участков; схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (пункт 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации).

Как следует из положений пункта 3 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

Таким образом, исходя из правового смысла пунктов 1 и 3 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи следует, что перераспределение земельных участков в случае, предусмотренном подпунктом 3 пункта 1 указанной статьи осуществляется, как и в соответствии с проектом межевания территории, так и в соответствии со схемой расположения земельного участка (при отсутствии утвержденного проекта межевания территории).

Однако перераспределение земель и (или) земельных участков по основаниям, предусмотренным подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется исключительно в соответствии с проектом межевания территории. В данном случае утверждение схемы расположения земельного участка не допускается, что подтверждается судебной практикой (определение Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2017 г. № 307-КГ17-2072).

Является ли различие видов разрешенного использования земельных участков испрашиваемых для перераспределения основанием для отказа в перераспределении таких земельных участков по основаниям, предусмотренным подпунктом 3 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается.

Учитывая, что в соответствии со статьей 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение является одним из способов образования земельных участков, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой осуществляется с учетом требований статей 11.2 и 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.

Отмечаем, что основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков установлены пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.

При этом положения пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации не содержат оснований для отказа в перераспределении земельных участков в случае, если у перераспределяемых земельных участков различные виды разрешенного использования. Также указанные положения Земельного кодекса Российской Федерации не предусматривают в качестве основания для отказа в перераспределении земельных участков, то обстоятельство, когда испрашиваемый для перераспределения земельный участок находится на праве аренды. В данном случае перераспределение земельных участков допускается при наличии согласия арендатора земельного участка при соблюдении требований к образуемым земельным участкам (пункт 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации).

В этом случае за образованными земельными участками сохраняется разрешенное использование исходных земельных участков (пункт 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации не нарушаются).

Таким образом, различие видов разрешенного использования перераспределяемых между собой земельных участков, равно как и наличие права аренды на один из перераспределяемых земельных участков не являются препятствием для перераспределения таких земельных участков по основаниям, предусмотренным подпунктом 3 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации.

Порядок увеличения площади земельного участка гражданина за счёт гос. или мун. земель

Краткое содержание:

Увеличить площадь земельного участка, принадлежащего гражданину, за счет государственных или муниципальных земель при определенных условиях можно в результате перераспределения земель, а также по итогам комплексных кадастровых работ.

Увеличение площади земельного участка в результате перераспределения земель и (или) земельных участков

Увеличить площадь земельного участка, находящегося в собственности гражданина и предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства, можно в результате перераспределения земель (земельных участков) за счет примыкающих к нему земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (ст. 11.7, пп. 3 п. 1 ст. 39.28 ЗК РФ).

В разговорной речи такое явление называют прирезкой, хотя в законодательстве этого термина не существует.

Перераспределение земельных участков возможно, в частности, при следующих условиях (п. п. 3, 4 ст. 11.2, п. п. 1, 3 ст. 11.7, п. п. 1, 2 ст. 11.9, пп. 3 п. 1 ст. 39.28, п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ):

• площадь земельного участка, образуемого в результате перераспределения, не превышает установленные предельные максимальные размеры;

• имеется письменное согласие землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков;

• на земельном участке, который переходит в собственность гражданина, не расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, собственности других граждан или юридических лиц (за некоторыми исключениями);

• земельные участки не изъяты из оборота, не ограничены в обороте, не зарезервированы для государственных и муниципальных нужд;

• земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не является предметом аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора аренды, в его отношении не принято решение о предварительном согласовании предоставления, срок действия которого не истек, а также не подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка;

• целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых они образуются при перераспределении.

Порядок перераспределения земельных участков

Перераспределение земельных участков осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственником земельного участка, которое должно содержать сведения о возникновении права частной собственности на образуемый земельный участок (п. 2 ст. 39.28 ЗК РФ).

Для заключения соглашения о перераспределении земельных участков гражданину, являющемуся собственником земельного участка, необходимо обратиться в уполномоченный орган с соответствующим заявлением (п. п. 1, 2 ст. 39.29 ЗК РФ).

К заявлению следует приложить (п. 3 ст. 39.29 ЗК РФ):

1) копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на принадлежащий гражданину земельный участок;

2) схему расположения земельного участка (если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение);

3) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя (если с заявлением о предоставлении земельного участка обращается представитель).

Заявление с необходимыми документами можно подать в уполномоченный орган лично, направить на бумажном носителе по почте либо в форме электронных документов посредством сети Интернет (п. п. 5, 6 ст. 39.29 ЗК РФ).

Читать еще:  Можно ли переделить земельный участок при продаже 1/2 дома?

Уполномоченный орган должен рассмотреть заявление в срок не более 30 дней со дня его поступления. Указанный срок может быть продлен, но не более чем до 45 дней, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой его предстоит образовать, подлежит согласованию.

При отсутствии оснований для отказа принимается и направляется заявителю решение об утверждении схемы расположения земельного участка либо заявителю направляется согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (п. п. 8, 8.1, 9 ст. 39.29 ЗК РФ).

Заявитель обеспечивает выполнение необходимых кадастровых работ и обращается в Росреестр с заявлением о государственном кадастровом учете образованных в результате перераспределения земельных участков (п. п. 11, 12 ст. 39.29 ЗК РФ; ч. 1 ст. 3, ч. 1, п. 10 ч. 5 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

В течение 30 дней после получения документов, подтверждающих государственный кадастровый учет образованных земельных участков, уполномоченный орган направляет заявителю подписанные экземпляры проекта соглашения о перераспределении земельных участков для подписания. Указанное соглашение необходимо подписать не позднее 30 дней со дня его получения (п. 13 ст. 39.29 ЗК РФ; ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ; п. 8 ст. 22 Федерального закона от 03.07.2016 № 361-ФЗ).

Увеличение площади земельного участка осуществляется за плату, размер которой определяется в установленном порядке (п. 5 ст. 39.28 ЗК РФ).

После заключения соглашения необходимо зарегистрировать право собственности на вновь образованный земельный участок (п. 2 ст. 11.2 ЗК РФ; ч. 1, 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ).

Увеличение площади земельного участка при выполнении комплексных кадастровых работ

Под комплексными кадастровыми работами понимаются кадастровые работы, которые выполняются одновременно в отношении, в частности, всех расположенных на территории одного кадастрового квартала или территориях нескольких смежных кадастровых кварталов земельных участков, сведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) о которых не соответствуют установленным требованиям к описанию местоположения границ (ч. 1 ст. 42.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности»).

Комплексные кадастровые работы выполняются за счет бюджетных средств по заказу уполномоченного органа местного самоуправления (в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе – органа исполнительной власти субъекта РФ) (ч. 1, 2 ст. 42.2, ст. 42.4 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ).

В результате выполнения комплексных кадастровых работ, в частности, уточняется местоположение границ земельных участков (п. 1 ч. 2 ст. 42.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ).

При этом местоположение границ земельного участка определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на этот участок, или в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в указанных документах соответствующих сведений границами земельного участка считаются границы, существующие на местности 15 и более лет и закрепленные с использованием природных или искусственных объектов (ч. 1 ст. 42.8 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ; ч. 10 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ).

Если площадь земельного участка в результате уточнения местоположения его границ увеличивается, то она не должна быть больше площади этого участка, сведения о которой содержатся в ЕГРН (п. п. 2, 3 ч. 3, ч. 4 ст. 42.8 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ):

• более чем на величину установленного предельного минимального размера земельного участка;

• более чем на 10%, если предельный минимальный размер не установлен.

Согласование местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ осуществляется согласительной комиссией. Границы земельного участка считаются согласованными, если в установленные сроки не представлены возражения владельцами смежных земельных участков, а также если местоположение таких границ или частей границ установлено на основании вступившего в законную силу судебного акта (ст. 42.10 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ).

В результате комплексных кадастровых работ составляется карта-план территории, которая является основанием внесения в ЕГРН соответствующих сведений (п. 7 ч. 2 ст. 14, ст. 24.1, ч. 3 ст. 43 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ; ч. 1 ст. 42.6 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ).

По материалам («Электронный журнал «Азбука права», 2020)

Установленные предельные размеры земельных участков

Главная » Земля » Установленные предельные максимальные размеры земельных участков

Правила установки минимальных и максимальных размеров земельных участков зафиксированы в двух основных нормативно-правовых актах:

  • Гражданский кодекс РФ (ч.6 ст.30);
  • Земельный кодекс РФ (п.1 ст.11.9).

Также законом регламентированы особые правила определения площади участков для выдачи земель на безвозмездной основе.

Данные правила касаются вида права собственности:

  • Если земля находится в собственности РФ (федеральная собственность), при идентификации размеров и границ выделяемого участка руководствуйтесь законами федерального уровня;
  • Если земля находится в собственности субъектов РФ, при идентификации размеров и границ выделяемого участка руководствуйтесь законами регионального уровня;
  • Если земля находится в муниципальной собственности, при идентификации размеров и границ выделяемого участка руководствуйтесь законами местного (муниципального) уровня;
  • Особое внимание стоит обратить на тот факт, что субъекты РФ в рамках Земельного кодекса РФ могут устанавливать свои нормы, касающиеся формирования границ и площади земельных участков.

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер (звонок бесплатный для всех регионов России)!

Предельные максимальные размеры земельных участков для

При выделении земли под индивидуальное жилищное строительство, границы участка должны быть определены в обязательном порядке. Правила формирования таких границ устанавливаются региональными законодательными актами. Напомним, что законы субъектов РФ ни при каких условиях не должны противоречить Конституции РФ и остальным нормативно-правовым актам федерального уровня.

Давайте наиболее подробно поговорим о том, что же включает в себя понятие максимальные предельные размеры земельных наделов:

  • Сами предельные размеры участков и их площадь;
  • Внешние отступы от границ, которые необходимы для того, чтобы соседи, решившие построить рядом свой дом, соблюдали данные нормы и не начали свое строительство слишком близко;
  • Максимальные возможности застройки данного земельного участка (в процентах);
  • Предельное количество этажей в жилых домах на выделенной земле.

В каждом населенном пункте органы местного самоуправления обязаны составить и утвердить специальный градостроительный регламент, который входит в правила землепользования. Муниципальные власти, руководствуясь законами конкретного субъекта РФ, обязаны самостоятельно зафиксировать минимальные и максимальные площади земельных участков, предоставляемых гражданам.

Для уточнения размеров и границ вашего земельного надела, обратитесь с соответствующим заявлением в местную администрацию. Но имейте в виду, что если для данной территориальной зоны градостроительным регламентом предельные размеры не установлены, то в нем должно быть именно так и прописано. В таком случае, установление точных границ и размеров необязательно.

В каждой территориальной зоне может быть не один земельный участок, при этом все земли, входящие в указанную зону, могут иметь одинаковое назначение, но разные предельные максимальные размеры.

Исходя из общей практики по всей стране в целом, для участков, предназначенных для строительства жилых домов, устанавливается минимальный размер – 3 сотки земли.

Но как уже было сказано выше, наиболее точные цифры устанавливаются региональными властями, поэтому граждане, желающие получить участок под

, могут рассчитывать на гораздо большую территорию.

Не забываем и о принадлежности права собственности, т.е. если земля в собственности РФ, то и законами руководствуемся также федеральными. А вот если надел принадлежит муниципалитету, то открываем местный градостроительный регламент.

Очень часто при выделении участка под строительство жилого дома возникают споры с соседями и родственниками касательно границ участка.

Чтобы уметь отстоять свои права, внимательно изучите правовые нормы, принятые в вашем населенном пункте. Не поленитесь заглянуть и в федеральные нормы. Только зная законы, регламентирующие правила определения предельных максимальных размеров земельных участков, вы сможете защитить себя и своих близких от неправомерного вторжения на вашу территорию.

В том случае, если деления участка, который был выделен под

, избежать не удалось, то придется проводить процедуру межевания, т.е. измерять точную площадь надела, определять расположение его границ. Здесь без знания норм о максимальных и минимальных размерах земельных участков точно не обойтись.

Аналогичные правила применяются и при покупке земли. Особенно в той ситуации, когда участок находится на заброшенной территории и не имеет четко выраженных границ.

Это значит, что приобретая землю, вы должны сначала пригласить специалистов из БТИ, затем заказать процедуру межевания и только потом ставить приобретенный участок на государственный учет в Росреестре.

Предельные максимальные размеры земельных участков при перераспределении

С 1 марта 2020 года Земельный кодекс РФ претерпел ряд изменений. За столь короткое время по ряду вопросов уже успела сформироваться определенная практика.

В соответствии со вступившими в силу обновлениями, граждане РФ получили право оформить в собственность так называемые «прирезки».

Это значит, что если вы в течение длительного времени обрабатываете часть территории, прилегающей к вашему участку, и на данную зону никто не претендует, то вы можете присоединить этот бесхозный отрезок земли к вашему земельному участку.

Также с 01.03.2015 г. в Земельный кодекс РФ была включена отдельная глава, устанавливающая нормы перераспределения земель, которые находятся либо в собственности государства, либо в собственности граждан.

Порядок перераспределения границ земельного участка при оформлении «прирезков» устанавливаются двумя конкретными статьями в Земельном кодексе: ст. 39.28 и 39.29. Но стоит помнить о том, что для перераспределения границ земель существует ряд ограничений.

Конкретные ограничения заключаются в наличии строго определенных целей:

  • Изменение расположения границ земельных участков, находящихся в государственной (муниципальной) или частной собственности на территории, подлежащей застройке, возможно только для целей приведения площади участка в соответствие с ранее оформленным проектом межевания. При этом в обязательном порядке должно быть подписано соглашение о развитии застроенной территории;
  • Еще одна цель, для достижения которой разрешается перераспределение границ земельных наделов — это предотвращение вклинивания, изломанности и вкрапления границ. В рамках данной цели существует только одно ограничение — увеличение площади земли возможно только в пределах максимально установленных законом границ земельного участка;
  • Также изменение границ земельного надела в пользу увеличения возможно в тех случаях, когда земля предназначена для:
  • с/х работ на личном подсобном хозяйстве;
  • выращивания садов;
  • ведения огородничества;
  • строительства жилых домов для собственного проживания;
  • ведения дачного хозяйства. Ограничение по предельным максимальным размерам земельных участков здесь также присутствует;
  • Земельный кодекс РФ разрешает перераспределение государственных и частных земельных участков случае, если на них будут располагаться объекты капитального строительства, о которых говорит ст.49 вышеуказанного нормативно-правового акта, в том числе, если для данных целей планируется изъятие земли в пользу государства (национализация). Интересующие всех правила оформления «прирезков» закреплены именно в п.3 данной статьи.

Стоит упомянуть и о правиле согласованности перераспределения. Данное правило гласит о том, что процедура изменения границ участков возможна только в том случае, если между уполномоченными органами власти и собственниками земельных участков заключено соглашение, в соответствии с которым каждый из них выразил свое согласие на осуществление перераспределения.

В обязательном порядке к указанному договору прикладывается кадастровый паспорт, который формируется после изменения расположения границ земель и земельных участков.

Но прежде чем приступить к изменению границ земельных наделов, необходимо провести межевание, так как формирование новых границ государственных или муниципальных земель возможно только на основании ряда утвержденных документов:

  • проект межевания;
  • схема подробного местонахождения земельного участка.

Предельные максимальные размеры земельных участков в Московской области

Как уже было сказано выше, предельные максимальные размеры земельных участков устанавливаются законодательными актами сразу нескольких уровней (в зависимости от того, кому принадлежит земля).

Градостроительные регламенты, утвержденные местными органами власти, должны регламентировать все элементы застройки населенного пункта вплоть до облика конкретного здания и его постройки на определенной улице.

Каждый из таких регламентов не должен противоречить всем законам федерального уровня, но в первую очередь, не должен идти в разрез с нормами Градостроительного кодекса РФ.

В Московской области 17 июня 2020 года был принят закон «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области».

Данный нормативно правовой акт устанавливает следующие нормы для предельных размеров участков:

Вид разрешенного использования Возможный максимальный размер в сотках
Фермерское хозяйство 4000
Садоводство 15
Огородничество 10
Дачное строительство 25

На уровне муниципалитетов также были приняты местные акты, устанавливающие максимальный размер земельных участков для каждого района Московской области.

В таблице ниже приведена информация по состоянию на 2020 год:

Какова максимальная площадь при перераспределении земельного участка под ЛПХ?

МОСКВА И МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ И ЛЕНИГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ:

РЕГИОНЫ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НОМЕР:

Земли ЛПХ — можно ли строить дом в 2020 году?

Законом про ЛПХ определено, что покупаться или арендоваться под личное приусадебное хозяйство можно участок, не превышающий по площади 0,5 Га, если данное ограничение не изменено законом субъектов России, в котором земельный участок непосредственно располагается. А субъектам России разрешено увеличивать это ограничение не более чем в пять раз (пункт 5 статьи ФЗ №112).

Существует 2 типа участков под цели своего подсобного хозяйства: приусадебные участки и полевые.

Приусадебными по закону являются земельные участки, которые расположены внутри границ населенного пункта.

Можно ли строить дом на землях ЛПХ в 2020 году? Законом не запрещено на подобных приусадебных участках возводить жилое строение. Другое дело, если полевой участок располагается вне самих границ населенного пункта или под него предоставляются земли сельскохозяйственного назначения. В таком случае постройки делать на полевых участках не разрешается.

Если говорить проще – на приусадебном участке можно построить дом и другие строения (с соблюдением всех правил, одинаковых для строительных, противопожарных, гигиенических, а также можно производить различную сельхозпродукцию (сажать растения, разводить птицу, поставить пасеку). В доме, выстроенном на таком приусадебном земельном участке, можно зарегистрироваться по месту жительства и получать имущественный вычет. На полевом земельном участке можно производить сельхозпродукцию и возводить некапитальные строения. Жилой дом строить запрещается, а если он будет построен, его могут снести.

Земельный участок под ЛПХ

Использовать государственную землю в качестве личного подсобного хозяйства для граждан несложно. Главное здесь – иметь права собственности на данный участок и на сооружения, которые там имеются.

В документах должно стоять «для проведения личного подсобного хозяйства». Если в них указано просто «для садоводства, либо животноводства», тогда земля потеряет статус ЛПХ.

По существующему закону на такой земле может быть разрешено разводить или выращивать любые сорта растений и типов птиц, животных. Но для содержания экзотических животных вам придется заплатить налоги.

Как оформить ЛПХ под строительство дома?

Построить хоть какое-то строение на данных землях просто не получиться: нужно просить разрешение на строительство ЛПХ у местных властей для прокладывания коммуникационных линий и ведения стройки. Также от типа разрешенного использования участка во многом зависит вид деятельности, который возможно проводить в каждом отдельном случае. Участки ЛПХ могут быть как в городской черте, так и располагаться в сельских поселениях. Их обычно предоставляют гражданам или же отдают в аренду для создания продукции, то есть для ведения определенного типа деятельности.

Важно помнить, что все, что растет на участке, принадлежит собственнику/арендатору – он может продать товар по своему усмотрению. Если участок находится за пределами города, его называют полевым, и создавать какие-либо жилые строения там запрещено, в отличие от земельных участков в городской черте.

Если земельный участок был куплен/взят в аренду под производство овощей, его владелец может не регистрироваться как ИП, и не платить налог от продажи: это можно сказать плата за труд производителя.

Для этой привилегии участок не должен быть больше 0,5 га. Также процессом выращивания/переработки продукции должны заниматься члены семьи без привлечения сторонней силы. Закон о ЛПХ в 2020 году гласит, что ЛПХ должен быть зарегистрирован должен иметь документ, в котором отмечается его размер и вид выращиваемой продукции.

Что на нем можно делать

На участке ЛПХ имеется возможность проводить подсобное хозяйство, но для этого следует получить сертификат фермера.

Можно ли строить отдельный дом на участке ЛПХ и каковы нормы строительства на участке ЛПХ? Подобная возможность зависит от сотрудников администрации района. Они могут по закону запретить возводить здание или запретить прокладывать коммуникации, если участок расположен за населенным пунктом или не примыкает к нему.

На полевом участке разрешено производить сельскохозяйственную продукцию и проводить постройку сооружений без фундамента. Однако строить жилой дом, как уже говорилось ранее – нельзя.

Как получить землю ЛПХ под строительство бесплатно? Чтобы оформить участок к себе в собственность, нужно:

Определить границы. В кадастровом центре найти сотрудника, который установит границы участка. Чтобы не ждать бесплатного выезда (около полугода), рекомендуется заплатить 10 тысяч рублей какой-нибудь частной фирме. Границы вашего участка определят, далее идет подготовка, оформление и оповещение заинтересованных лиц, а также установка межевых знаков, площади и оформление плана. После подписывается акт межевания.

Как перевести участок земли сельхозназначения в ЛПХ?

К сожалению, перевод земельного участка в ЛПХ возможен не всегда. Это зависит от факторов:

1. Территориального расположения участка.

2. Генерального плана территории.

Иными словами, если по плану развития данной территории земельный участок относится к землям с видом разрешенного использования под ИЖС/ЛПХ, тогда его перевод возможен. В ином случае, это полностью бесполезное занятие.

Для того, чтобы понять – каков статус вашего участка по генеральному плану – необходимо данный план найти. Обычно их вывешивают на официальных сайте администрации района. Далее необходимо найти именно ваш участок по кад. номеру на публичной кадастровой карте.

Каков максимальный размер

Закон устанавливает предельный размер такого участка, под который разрешается оформить личное подсобное хозяйство. Максимальный размер участка не должен быть более 0,5 га.

Разрешение на ведение строительства

Для строительных компаний разрешение требуется обязательно, без него могут наложить штраф. Также для дома на своем участке необходимо будет получить разрешение.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector